Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Никитина Екатерина Николаевна

Доцент

Кандидат педагогических наук


Родилась в 1969 году.

В  1989  году окончила Музыкальное училище им. Октябрьской революции (дирижирование – класс преподавателя Колодиевой Л.И., хоровой класс – Бурлаковой Р.Д.),

в 1995 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (класс профессора Добровольской Н.Н.),

в 1997 году окончила ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Добровольской Н.Н.),

в 2003 году защитила диссертацию на тему «Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта».
 

Педагогическая деятельность

С 1996 года по настоящее время преподает на музыкальном факультете МПГУ (хоровой класс, дирижирование,  лекции по теории и методике преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин), профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства.

В 1998-2008 годах – руководитель концертного хора  ГБОУ СОШ с углублённым изучением музыки №1732, в 2008-2018 – руководитель вокального ансамбля в ДЮЦ «Войковский»,

с 2017 года – преподаёт в колледже МГИМ им. А.Г.Шнитке, с 2018 года – в МГИМ им. А.Г.Шнитке.

Среди учеников — лауреаты международных и всероссийских конкурсов:

  • Катбамбетова Анна – лауреат Всероссийского конкурса студентов музыкальных факультетов ВУЗов и учащихся музыкально-педагогических колледжей «Учитель музыки» (Чебоксары, 2009 г.);
  • Моисеев Евгений – лауреат Международного конкурса «Учитель музыки ХХ1 века» им. Д.Б. Кабалевского (Санкт-Петербург, 2010 г.).
  • Бахтина Ксения – лауреат Международного конкурса  педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры» (Санкт-Петербург, 2017г.)
  • Пожарская А. - Лауреат Международного конкурса дирижёров им. И.А.Михайловского (Тула, 2018).

Многие ученики ныне опытные педагоги-музыканты, работают в Москве и регионах, в КНР. Среди них:

  • Малярова А.В.- руководитель хора инструментального отделения ДМШ им. Б.А. Чайковского и Молодёжного хора «Илиинский светоч», лауреат международных конкурсов (Москва);
  • Павлюченко Д.С. – руководитель хора «Счастье» ДМШ им. Э.Т.А. Гофмана, лауреат международных конкурсов (Калининград);
  • И. А. Цовьянова – заместитель декана факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ, доцент, заслуженный работник науки и образования;
  • Моисеев Е.О. – преподаватель вокала школы-студии современной эстрады, кино и телевидения ЭКТВ в Останкино, лауреат  международных конкурсов (Москва);
  • Чжан Чжовэнь - руководитель хора Северо-восточного педагогического Университета КНР, профессор (Чанчунь).

Проводит мастер-классы в различных регионах России, Китае.  Является приглашённым профессором Северо-восточного педагогического университета (КНР).   Выступает с  открытыми уроками для  учащихся и преподавателей музыкальных и  музыкально-педагогических колледжей, музыкальных и хоровых школ Москвы и Московской области, Калининграда, Смоленска, студентов педагогических университетов Праги, Клайпеды, Шанхая, Тяньзиня, Чанчуня.

 

Член жюри:

  • Международного фестиваля-конкурса «О России петь»;
  • Международного открытого фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Vivat musica»;
  • Межрегионального Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»;
  • Всероссийского фестиваля-конкурса детских и молодёжных хоров «Поющая Омега» им. Георгия Струве;
  • Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств »;
  • Городского детского вокально-хорового конкурса «Дарите музыку друг другу!»;
  • Открытый городской фестиваль детско-юношеского творчества «Величальная России»;
  • Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Новый учитель музыки».

 

Концертная деятельность

Хоровые коллективы под управлением Никитиной Е.Н. – неоднократные лауреаты международных, межрегиональных, городских и окружных конкурсов и фестивалей. В том числе:

  • Лауреат фестиваля студенческого творчества «Фестос», номинация «Студенческая хоровая весна» (1997- 1999, 2001, 2002, 2007, 2009, 2014, 2018 г.г.);
  • Лауреат 1 степени  Открытого конкурса хоровых коллективов X Всероссийских оркестрово-хоровых ассамблей «Кубок ректора МГУКИ» (2011г.);
  • Лауреат II степени Международного фестиваля-конкурса «Славянские встречи» (2013г.);
  • Гран-при  Международного фестиваля «Мелосфера» (2013г.);
  • Лауреат I степени Межрегионального фестиваля-конкурса музыкально-исполнительского творчества «Живоносный источник» (2016 г.);
  • Лауреат 1 степени и Диплом за лучшее исполнение произведения на стихи А.С.Пушкина VI Открытого фестиваля хоровой музыки имени С.В.Смоленского (Казань, 2016 г.);
  • Гран-При Международного открытого фестиваля-конкурса творческой молодёжи и студентов им. Т.Н.Хренникова (Елец, 2017 г.).
  • Почётный диплом  Международного фестиваля «Звуки Дутара» (2017 г.)
  • Диплом XXVI Международного фестиваля для детей и юношества «Музыкальная весна» (Калининград, 2018 г.);
  • Лауреаты  1 степени Всероссийского фестиваля-конкура хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Герценовские хоровые ассамблеи» (Санкт-Петербург, 2019г,);
  • Международного открытого фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Vivat musica» (2019 г.);

Хоровые коллективы под руководством Никитиной Е.Н. - участники различных концертных мероприятий. Среди них: выступления  в Большом (2004, 2014г.г.), Малом (2019 г.) и Рахманиновском (1996,1997,2006, 2009г.г.) залах Московской консерватории; концертном зале  Российской академии музыки им. Гнесиных (2007,2009 г.г.);  концертном зале им. Чайковского (2005г.); концертном зале Российского национального музея музыки (2019); Доме композиторов (2005г.); ЦДРИ (2005,2011г.г.); Культурном центре МГУ им. М.В.Ломоносова (2014,2016 г.г.); Музее современной истории России (1998г.); Клайпедском университете и в Покрово-Никольском храме  (Литва, 2013г.); Конференц-зале Российской государственной библиотеки (2002,2004,2013,2014г.г.); Доме учителя (2014г.); Благовещенском соборе Казанского кремля (Казань, 2016г.); участие в Проектах Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора св.  Петра и Павла (2015,2016г.г.); в Калининградской областной филармонии (2018г.); концертном зале АХИ им. В.С.Попова (2009,2018Гг.г.);   Белом зале СПбГИК (Санкт-Петербург, 2019), выступления с музыкально-просветительскими концертами в образовательных учреждениях Москвы.

 

Научные труды. Издания. Публикации.

Учебно-методические работы:

1. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700–Музыкальное образование. М.: МПГУ,2006-76с.

2.Методические рекомендации к проведению хорового практикума (в рамках курса «Хоровой класс и практическая работа с хором»). Специальность 03.07.00 – Музыкальное образование. М., 2007 – 36с.

3. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебное пособие. М., 2013. – 94 с.

 

Статьи и тезисы:

  1. Формирование и развитие исполнительских (дирижёрских) качеств студентов в хоровом классе.// Музыка в школе: углублённый вариант (ценностные ориентации и приоритеты): Материалы региональной научно-практической конференции.- Пермь: ПГПУ, 2000.  с.60-63.
  2. Творческий портрет С.С. Благообразова.// Из истории дирижёрско-хорового образования в Московской консерватории: Научные труды Московской гос. Консерватории имени П.И. Чайковского. Сб.28. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2000. с.74-89.
  3. Методика обучения хормейстерской деятельности студентов в хоровом классе педагогического вуза.// Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей.-М.: Прометей, 2001.  с.367-369.
  4. Роль хорового класса в совершенствовании хормейстерской подготовки студентов музыкального факультета.// Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Выпуск 1.  -М.:МПГУ, 2002.  с. 104-106.
  5. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта: проблемы и резервы совершенствования.// Подготовка современного учителя музыки: опыт, проблемы, решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Смоленск: СПК, 2004 с. 25-33.

 

  1. Рефлексия в хормейстерской подготовке педагога-музыканта.// О.А. Апраксина и музыкальное образование в XX1веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.- М.:МПГУ,2006 с. 68-74.    
  2. Хоровая работа: искусство и технология.//Искусство в школе. - М.,2007, №2 с.20-23.
  3. Раскрыть способности каждого. Модель индивидуального подхода в музыкально-эстетическом образовании.// Искусство в школе. – М.,2008, №2 с.30-32 в соавторстве с  Богомоловой Е.К.
  4. Хоровое  пение – как основа практической музыкальной деятельности учащихся (на примере концертного хора ГОУ СОШ №1732 с  углублённым изучением музыки). Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.3.-М.: МПГУ,2008 с. 48-53.
  5. .Модель реализации индивидуального подхода к развитию личности учащихся на основе психологического изучения способности ребёнка через систему вариативного музыкально-эстетического образования.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.9-13 в соавторстве с  Богомоловой Е.К.
  6. «Хоровой класс». Образовательная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с углублённым изучением музыки.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.60-76 в соавторстве с  Богомоловой Е.К. и Умеркаевой С.Ш.
  7. Образовательная программа: лекционный курс «Хороведение» для 10-11 классов школы с углублённым изучением музыки.// Научно-методический журнал. Серия: Художественно-Эстетическое Образование в СВУО г. Москвы. - М.2009 №1/отв. Ред. Собакина О.В./ с.76-82.
  8. Продолжая традиции учителя.//Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.5.-М.: МПГУ,2010 с.20-24.
  9.  Освоение хормейстерской деятельности студентами 1 курса на занятиях в хоровом классе. //Модернизация профессиональной  подготовки педагога-музыканта. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6.-М.: МПГУ,2011 с. 20-24.
  10. Становление рефлексивной культуры учащихся в процессе хормейстерской подготовки на музыкальном факультете педагогического ВУЗа.//Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х международной научно-практической конференции.- М.:РИТМ,2012 с.110-119.
  11. Резервы совершенствования   хормейстерской подготовки педагога-музыканта на основе рефлексивной  деятельности.// Преподаватель XXI век.-2013.-№2 с.65-70.
  12. Работа над художественным образом вокального произведения (на примере занятий с учащимися театральной школы МЕЛ’ок). В соавторстве с Дороньевой Н.В.//Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. М.:ООО «Белый ветер», МПГУ, 2013 с.17-21.
  13. Жанрово-стилистическое своеобразие кантаты Г.Свиридова «Курские песни» //Творчество Г.В.Свиридова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: Материалы научно-практической конференции 23-27 марта 2015г.-М.:Издательство «Ритм»,2015 с.55-59.
  14. Теория и практика вокально-хорового воспитания младших школьников//Вопросы музыкально-педагогического образования. Сборник научно-методических статей.- М.: ООО Издательство «Ритм»,2015 с.30-34.
  15. Формирование хормейстерской  мотивации студентов музыкально-педагогического факультета на хоровых занятиях // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ» [Электронный ресурс]. – 2015. – № 2(2). – URL: http://ma123.ru /   (+ Дата обращения).
  16. .Вокальное воспитание подростков посредством метода музыкального движения// Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы  X Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — с. 227–230 (в соавторстве с А.Забродской).
  17. Учебный хор музыкального факультета педагогического университета: проблемы и перспективы// Вопросы музыкально-педагогического образования: Сборник научно-методических статей кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Института искусств МПГУ. Выпуск пятый./Под общей ред. Г.П.Стуловой.- М.,2017.-с.63-69.
  18. Активизация формирования вокально-хоровых навыков на основе рефлексивной деятельности участников любительского церковного хора//Актуальные проблемы музыкального образования: Материалы научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Б.Д.Критского (18 декабря 2017 года). – М.: ООО Издательство «Ритм», 2017 с.65-70 (в соавторстве с А.Маляровой).
  19. .Хоровая конференция в Шанхае// Музыкальная жизнь,2018 №1 (1182) с.100-101.
  20. Основные направления формирования мотивации к хоровому пению у младших школьников средствами театрализации исполнения учебного материала//Музыкально-педагогическое наследие Д.Б.Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования: Материалы Всероссийской научной конференции (31 марта 2018 года).– Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018.-с.130-135 (в соавторстве с М.С.Тулба).
  21. Изучение творчества С.В.Рахманинова на хоровых занятиях: из опыта работы со старшим хором инструментального отделения детской музыкальной школы//Творчество  С.В.Рахманинова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 10 декабря 2018г./под общ. Ред. Г.П.Стуловой, А.П.Юдина.- Москва: МПГУ, 2018.-с.233-239 (в соавторстве с А.В.Маляровой).
  22. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 215-228. (в соавторстве с Умеркаевой С. Ш., Буяновой Н. Б.).
  23. Использование информационных технологий и социальных сетей в организации молодежного хорового коллектива // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы Х Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25 ноября 2019 г.)/ под науч. ред. Л.А.Рапацкой; отв.ред. В.В. Гетьман. – Москва: МПГУ, 2020.-с.65-71 (в соавторстве с А.В.Маляровой).
  24.  Основные направления освоения творческого наследия Владислава Соколова в классе хорового дирижирования // Музыкальное искусство и образование. 2019. № 4  том 7, № 4. С.82-96.
  25. Содержание и формы культурно-образовательной деятельности художественного музея: российский опыт // Искусство и образование. 2020.№1.- с.167-175 (в соавторстве с Умеркаевой С. Ш.).
  26. Специфика вокально-хоровой работы с хором мальчиков: из опыта работы с хором мальчиков инструментального отделения ДМШ им. Б. А. Чайковского//Традиции в инновационном и современном музыкальном образовании/ под ред. Г.П.Стуловой, А.П.Юдина.- М.: МПГУ, 2020. – С.28-33 (в соавторстве с А.В.Маляровой).

              Е.Н.Никитина регулярно повышает квалификацию. Сведения  о повышении квалификации:

  • Краткосрочные курсы в университете г. Тяндзин (КНР) по программе "Международная деятельность в образовании" (в объёме 16 часов)  (2008);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГАОУ ВПО Московском институте открытого образования по теме: «Использование современных средств ИКТ  в образовательном процессе» (в объёме 72 часов) (2013г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования по теме: «Современные тенденции развития профессионального мастерства руководителя вокально-хорового коллектива» (в объёме 72 часов) (2015г.):
  • Свидетельство  слушателя городского учебно-педагогического семинара для педагогов учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Роль православной культуры в духовно-нравственном воспитании и личностном развитии детей и подростков» (в объёме 4 часов) (2015г.);
  • Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в рамках  Методической хоровой ассамблеи «ХОРЭКСПО 2016» по теме «Вокально-хоровое искусство и образование: вчера, сегодня, завтра» (в объёме 9 часов) (2016г.);
  • Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в рамках  II Всероссийской хоровой ассамблеи – 2016 по вопросам развития детско-юношеского хорового творчества и музыкально-эстетического образования (в объёме 36 часов) (2016г.);
  • Сертификат о прохождении курсов повышении квалификации по теме «Проблемы и перспективы современного музыкального образования» в рамках Международного фестиваля-конкурса «О России петь…», посвящённого Году Российского кино (в объёме 36 часов) (2016г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по дополнительной профессиональной программе «Современное музыкально-исполнительское искусство: тенденции и перспективы развития» (в объёме 72 часов) (2018г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева» по дополнительной профессиональной программе «Технологии, формы и методы инновационной деятельности педагога-музыканта» (в объёме 108 часов) (2018г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по дополнительной профессиональной программе «Традиции и инновации в работе современного дирижёра-хормейстера» (в объёме 72 часов) (2019г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» (в объёме 36 часов) (2019г.);
  • Диплом о профессионально переподготовке в ГБОУ ВО г. Москвы «МГИМ им. А.Г.Шнитке» по программе «Педагогика высшей школы» (в объёме 252 часов) (2019г.);
  • Удостоверение о повышении квалификации в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева» по дополнительной профессиональной программе «Цифровые технологии в условиях модернизации музыкально-педагогического образования» (в объёме 72 часов) (2020г.).

         Работа Е.Н.Никитиной отмечена многочисленными грамотами и благодарностями. В том числе:

  • Благодарности за участие в тематических концертах Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодёжи «Поют дети Москвы»;
  • Грамота Департамента образования г. Москвы за высокую профессиональную деятельность;
  • Свидетельство о признании заслуг за личный вклад в развитие системы дополнительного образования и дело воспитания юных москвичей;
  • Грамоты и Благодарственные письма ОУМЦ СВАО за плодотворную, творческую работу,  а также за большой творческий вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения;
  • Благодарственное письмо Фонда поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» за вклад в музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения и сохранение национальных культур;
  • Благодарность Правления Московского Музыкального общества и Комиссии академических хоров ММО;
  • Благодарственное письмо  за плодотворное участие в межвузовском практикуме «Хормейстер ХХI века: музыка, мастерство, мировоззрение»;
  • Благодарственное письмо  факультета искусств Клайпедского Университета (Литва);
  • Благодарственное письмо Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина;
  • Благодарственное письмо администрации и педагогического состава отделения «Хоровое дирижирование» Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В.Рахманинова;
  • Благодарственное письмо ГБУ Калининградской Области «Образовательно-методический Центр»;
  • Благодарственные письма Городского Методического Центра Дополнительного  образования г. Москвы;
  • Благодарственные письма образовательных учреждений г. Москвы за высокое профессиональное мастерство и подготовку хоровых коллективов к участию в музыкально-просветительских мероприятиях;
  • Благодарность Культурного центра вооруженных сил РФ;
  • Благодарность Управления делами ФСБ РФ.

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.