Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

ПРЕСС-ЦЕНТР

Москва. Камерный зал Московского международного

 Дома музыки

Закрытие фестиваля

28.04.2017

28 апреля в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоялся концерт, посвященный закрытию фестиваля «На пересечении прошлого и будущего». Программа концерта имела подчеркнуто контрастную структуру.  В первом отделении концерта Московский камерный Шнитке-оркестр и Симфонический оркестр МГИМ им. А.Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижер заслуженный артист РФ Игорь Громов), а также Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижер – Лауреат Премии Москвы Александр Соловьев) исполнили Четвертую симфонию Шнитке, созданную композитором в 1984 году. Ее внутренней программой стал «Розарий» традиционная католическая молитва, читаемая по чёткам, которая сопровождается размышлениями о «тайнах» – главных событиях из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.

Композиция симфонии представляет собой три круга по пять вариаций (всего 15), соответствующих трем группам тайн – радостных, скорбных и славных.

Розарий в Четвертой симфонии стал основой для претворения концепции единения четырех религий – иудаизма, православия, католицизма и протестантизма. Духовный синтез осуществлен композитором через обращение к разным интонационным типам культовой музыки.

Во втором отделении Концерта прозвучала киномузыка отмечающего в этом году 80-летний юбилей композитора Эдуарда Артемьева, Народного артиста России, Заслуженного деятеля искусств, Лауреата трех государственных премий в области литературы и искусства, трех премий «Ника» и пяти премий «Золотой орёл». Эдуард Артемьев – президент основанной им же «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.  

Талантливый экспериментатор, ищущий новые выразительные средства, создающий свое музыкальное пространство, он относится к творцам, для которых интересны самые разные музыкальные жанры. В жанровой системе Э. Артемьева особое место занимает музыка к кино. Он работал с такими выдающимися режиссерами, как А. Тарковский, А. Кончаловский, Н. Михалков, А. Прошкин.  Музыка к фильмам этих мастеров киноискусства и прозвучала в заключительном концерте фестиваля. Композиции Э. Артемьева были расположены по контрасту: темпераментные, энергичные номера («Торжество Ахиллеса», «Футбол», «Ночной полет») чередовались с элегическими («Офицерская честь», музыка из фильма «Солнечный удар»), а также лирико-романтическими фрагментами («Лара-вальс» и «Запретная любовь»). 

Второе отделение концерта украсило выступление солистов. Публика высоко оценило мастерство вокалистов - Марии Челмакиной и Ларисы Долиной, инструменталистов – скрипачки Елены Ревич и трубача Алексея Ясковича. Хочется также отметить солистов в оркестре – Ирину Гончарову (фортепиано), Екатерину Ильичеву (клавесин) и Ирину Козину (челеста). В звуковую палитру концерта яркую краску внесло участие Концертного хора МГИМ им. А.Г. Шнитке под управлением Александра Соловьева. Выразительные соло Ксении Вязниковой и Максима Сажина сыграли важную роль в выстраивании концепции Четвертой симфонии Шнитке. Студенческие коллективы Московского камерного Шнитке-оркестра и Симфонического оркестра МГИМ имени А.Г. Шнитке достойно справились с поставленными перед ними сложнейшими задачами.

Закономерно, что центральной фигурой концерта, как и всего фестиваля, стал его арт-директор, создатель и вдохновитель, дирижер Игорь Громов. Нельзя не отметить его музыкальную чуткость, способность услышать ведущую линию в сложной и насыщенной фактуре, виртуозное умение переходить от одного образно-эмоционального состояния к другому. Тонкие и артистичные комментарии ведущей концерта ректора МГИМ имени А.Г. Шнитке и организатора фестиваля Анны Щербаковой вели свою линию в драматургии вечера.

Концерт символически завершил фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», соединив в одной точке различные пространственные и временные координаты – от библейских мотивов до современной массовой культуры. Его достойно увенчала музыка столь разных композиторов, как Альфред Шнитке и Эдуард Артемьев, ярко выразивших свое время в его универсалиях, контрастах и противоречиях.

М.А. Егорова, кандидат искусствоведения, доцент МГИМ имени А.Г. Шнитке

Е.М. Шабшаевич, доктор искусствоведения, профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке

← в пресс-центр

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.