Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

 

«РУССКИЕ МОТИВЫ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛАД»

(ПОСЛЕСЛОВИЕ К КОНЦЕРТУ)


В среду 25 октября в рамках совместного проекта «Музыка в музее» МГИМ им. А. Г. Шнитке и ВМОМК им. М. И. Глинки в мемориальной усадьбе (галерее) Ф. И. Шаляпина прошёл концерт «Русские мотивы на европейский лад». Это мероприятие открыло четвёртый сезон проекта, автором которого является кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства, академик Международной Академии творчества Елена Александровна Зайцева. За время существования «Музыки в музее» в концертах уже успели принять участие многие студенты и концертмейстеры нашего института.

Программа «Русские мотивы на европейский лад» была поистине незаурядна — произведения И. Брамса, К. М. Вебера, Дж. Филда, Д. Паизиелло, Л. ван Бетховена, М. де Фальи, а также транскрипции «Соловья» А. Алябьева  и «Марша Черномора» М. Глинки действительно потрясли публику. Со словом музыковеда выступала студентка 4 курса кафедры Орлова Анна, и надо признать, что ей удалось завладеть вниманием публики и профессионально провести концерт.

 

Чуть ли не с благоговением слушали зрители и музыку — зал Галереи Шаляпина был заполнен зрителями.

Мне удалось взять интервью у некоторых выступающих, первой стала Анастасия Прунская, на концерте представившая Двенадцать вариаций на русский танец из балета «Лесная девушка» Л. Бетховена и «Canto de los remeros del Volga» М. де Фальи.

 

— Уважаемая Анастасия, впервые ли вы участвуете в концерте в рамках проекта «Музыка в музее»?

— Да.

— Скажите, понравился ли вам зал? Я знаю, что для пианистов важно качество инструмента, хороший ли здесь рояль?

— Зал прекрасный. Инструмент мне понравился, отзывчивый, хорошо звучит.

— И последний вопрос — как вы оцениваете реакцию публики?

— Зрители явно были заинтересованы. Очень доброжелательный приём, всё было замечательно!

Вторая исполнительница — Елизавета Кошкина — выступала не одна, её выступление завершало концерт («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», транскрипция Ференца Листа для фортепиано в 4 руки).

— Лиза, вы в первый раз выступаете в музее Шаляпина?

— Это уже второе моё выступление здесь, и я считаю, что очень здорово, когда есть возможность выступать на таких концертах.

— У вас с Евгенией Заикиной было достаточно сложное (в техническом плане) произведение. Сложно ли было готовиться к концерту? И когда вы узнали о нём?

— Мы узнали о концерте за месяц. Конечно, произведение очень пианистичное, технически сложное, но я считаю, что мы справились. Будем рады выступить ещё!

— Понравилась ли тебе реакция публики?

— Публика очень доброжелательно отнеслась, и я могу сказать, что желала бы всем исполнителям таких слушателей на концертах.

— Что скажешь о зале в целом?

— Акустика очень хорошая. Мне понравилось, как звучал инструмент, особенно верхний регистр — очень звонко, это для меня важно.

— Спасибо большое, была рада пообщаться! Удачи и дальнейших творческих успехов!

— Спасибо.

Огромной удачей стало также то, что удалось побеседовать с автором проекта — Еленой Александровной Зайцевой:

— Уважаемая Елена Александровна, не могли бы вы ответить на несколько вопросов по поводу проекта «Музыка в музее»?

— Да, конечно.

— Скажите, пожалуйста, за всё время существования этого проекта, повторялись ли хоть раз темы концертов?

Темы концертов не повторялись ни разу, они всегда были эксклюзивны. Единственное, что повторится — это концерт под названием "Я — композитор", который уже был в апреле этого года. Тогда он был связан с фестивалем нашего института «На пересечении прошлого и будущего», и в нём звучала музыка Альфреда Гарриевича Шнитке, в нём участвовали наши студенты Афанасий Ражников и Роман Галиев. В следующем году также будет представлена данная проблематика, но она расширится — там будут звучать произведения композиторов, которые когда-либо учились в нашем учебном заведении. В частности, естественно, Альфред Шнитке, Юрий Буцко, может быть Нина Мешко, ну и современных авторов, которых мы выявим во время конкурса по композиции, традиционно проходящего в апреле. Как обычно, будут участвовать ребята из разных городов России. Именно поэтому будущий концерт, посвящённый композиторам, будет 16 мая, чтобы мы могли подвести итоги. Ну и другой концерт, который будет посвящён столетию нашего учебного заведения: «Ещё в полях белеет снег...», а продолжение будет такое: «...а нам уже 100 лет».

— Сразу ли возникла идея привлекать к проведению концертов молодых лекторов, которые только начинают свой путь?

Нет, данная идея возникла за эти несколько сезонов, ибо изначально в основном концерты компоновались из студентов и концертмейстеров. Первым молодым лектором был Павел Касьянов, с которым мы конкретно прорабатывали одну программу. А вот замысел соединить проект «Музыка в музеях Москвы» с дисциплиной «Лекторское мастерство» возник в прошлом году, и я очень рада его воплощению, потому что есть возможность наблюдать рост моих любимых студенток, среди которых сегодняшняя ведущая Анна Орлова.

— Как вам кажется, какое будущее ждёт исполнителей, которые сегодня выступали в этом зале?

— Сегодняшний концерт меня восхитил своей музыкальностью. Я хочу сказать, что одна из целей, которые ставлю как педагог и как музыкант, это формирование определённого содружества. Не все попадут в филармонию, не все попадут в МосКонцерт, но то, что студенты, участвующие в этих программах, будут знать друг друга, будут знать о возможностях каждого, будут иметь возможность развиваться, в этом я уверена на сто процентов. И убеждена, что они оценят роль музыковедов-журналистов в этих концептуальных программах. Как истинный оптимист, я верю, что появятся маленькие филармонические бригады — люди будут зарабатывать себе на жизнь и, самое главное, нести просвещение посредством музыки в массы.

— Спасибо вам большое за столь подробные ответы и прекрасный проект! До свидания!

— Спасибо вам за то, что пришли, рады будем видеть вас снова.

 

И действительно, хочется ещё не раз посетить концерты этого замечательного проекта, ведь они всегда интересны и открывают нам что-то новое.

 

26.10.2017

Студентка 4 курса МГИМ имени А.Г. Шнитке Онучина Галина

(класс профессора Зайцевой Е.А.)

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.