Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

ПРЕСС-ЦЕНТР

 

Шнитке. Москва. Дом Композиторов

19.04.2017

Вот уже несколько месяцев Институт музыки им. А. Г. Шнитке жил в ожидании этого события. К нему готовились оркестры, хоры, солисты. И, наконец сегодня, 19 апреля оно состоялось.

Фестиваль с таким названием не впервые проводится в МГИМ им. А. Г. Шнитке, но еще никогда он не достигал таких масштабов, как в этом году, соединяя в себе и концертные выступления, и Международный конкурс исполнителей, и научную конференцию, и детско-юношеский конкурс композиторов, и мастер-классы, а участниками его стали два города, непосредственно связанные с именем Альфреда Шнитке – Саратов и Москва, а также делегации из Германии и Испании. Наверное, именно поэтому концерт-открытие и был перенесен из нашего традиционного «Музыкального дома» в Большой зал Дома композиторов, способный вместить несколько большее число слушателей, чем зал Института музыки.

Масштаб вступительного концерта вполне соответствовал масштабу начинающегося события: он обобщал в себе буквально все направления и исполнительские формы, от хоровых миниатюр до крупных инструментальных концепций, от сочинений середины ХХ века до наших дней.

Открыли концерт москвичи. Так случилось, что «вступление» в фестиваль пришлось на Светлую Седмицу, и лучше всех это отметил хоровой коллектив – сводный хор двух вузов, МГК им. Чайковского и МГИМ им. Шнитке (художественный руководитель и дирижер Лауреат Премии Москвы А. Соловьев). Студенты очень профессионально и выразительно, тщательно вслушиваясь в многоголосную ткань, исполнили целый цикл хоровых миниатюр И. Стравинского, А. Пярта, А. Шнитке и др. на тексты традиционных духовных песнопений, звучавших в этот вечер и на церковно-славянском языке и на латыни, а иногда и совсем без слов, что словно символизировало единство общего Праздника, как это и произошло в нынешнем году, когда Православная и Католическая Пасха пришлись на одно воскресенье. Среди прозвучавших песнопений были и произведения москвичей – К. Бодрова и А. Киселева, и «Богородице, Дево» хорватского композитора и хормейстера Бранко Штарка, посвятившего свой опус специально хору МГИМ им. А. Шнитке. Песнопения были и выразительно-задушевными и торжественно-ликующими. В них словно соединились все краски праздничного дня. И хотя последующие номера программы находились вне этой концепции, тон событию был задан.

Вся дальнейшая программа естественно сформировалась из концепции самого фестиваля, в которой основной акцент поставлен на личность композитора: в этой концепции музыка А. Шнитке стала стержнем, олицетворяющим то поколение, которое мы теперь называем современными классиками, и была дополнена сочинениями его коллег и последователей, и опусами носителей новых творческих идей.

От москвичей эстафета перешла к саратовцам – студентам и преподавателям Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Concerto grosso №6 А. Шнитке для скрипки, фортепиано и струнных в исполнении струнной группы симфонического оркестра консерватории (худ. рук. и дирижер Заслуженный артист Р.Ф. С. Нестеров) и солистов С. Нестерова и О. Ушаковой продемонстрировало увлеченность молодых музыкантов музыкой своего соотечественника, тщательность проработки партитуры в ансамблевых эпизодах. Эмоционально и выразительно прозвучали речитативы скрипки и фортепиано в диалогах с оркестром.

Второе отделение концерта в еще большей степени приблизило наши музыкальные впечатления к современности. Многообразие звуковых красок современных ударных инструментов нашло выражение в «Тотеме» - сонате В. Артемова (для 6 исполнителей на ударных инструментах, каждый из которых управляется с не менее чем пятью разными звуковоспроизводящими элементами), эффектно исполненной саратовским ансамблем ударных инструментов под руководством Е. Пекарской. В произведение, наполненное магией чистого звука, передаваемого самыми различными, подчас простейшими способами - звоном, гулом, шелестом, свистом, ударом и т.д., таинственный смысл и элемент загадочности внесло вкрапление тихо позванивающей темы Dies irae. Рядом с загадочным «Тотемом» возникла пронизанная внутренними контрастами и острыми регистровыми переходами флейтовая соната Э. В. Денисова (исп. О. Скрипинская и Е. Корастилева), произведение достаточно типичное для этого Мастера.

Итог концерту подвели оригинальные опусы представителей нового поколения, все охотнее обращающихся к камерно-ансамблевой музыке и формирующих в ней новые оригинальные тембровые и метроритмические сочетания. Это и образец «спектральной музыки» французского композитора Тристана Мюрая, названный автором «Тринадцать цветов заходящего солнца», позволяющий исполнителям показать самые неожиданные звуковые возможности традиционных инструментов (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), и необычный по своему смыслу опус В. Тарнопольского, словно обобщающий идею всего вступительного вечера, а может быть - и всего фестиваля «Eindruck – Ausdruck» («Впечатление – Выражение»). Блестяще исполненные Ансамблем солистов «Студия новой музыки» (худ. рук. В. Тарнопольский), оба произведения поразили слушателей высочайшей степенью сложности и глубиной содержания музыки, в которой наряду с оригинальными приемами звуковой техники присутствует живое человеческое дыхание.

Концерт, открывший фестиваль, поразил многообразием творческих идей, исполнительских манер, мастерством художественных интерпретаций новой музыки. Он дает энергичный импульс всему последующему действу, которое в течение ближайших дней развернется буквально на наших глазах. Пожелаем его участникам успешных выступлений.

О. С. Фадеева – кандидат искусствоведения, профессор КФИТКИ.

← в пресс-центр

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.