Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Лабиринты». День второй. Концерт в Международный День музыки.


  • 01-октября-2024

    Продолжая концептуальную линию предыдущего дня, вечером 1 октября в рамках музыкального фестиваля «Лабиринты» на сцене Саратовской филармонии им. А.Г. Шнитке состоялся второй концерт. В нем принял участие Московский камерный Шнитке-оркестр (художественный руководитель и дирижер, Заслуженный артист РФ, профессор — Игорь Громов). Несмотря на большое количество участников фестиваля, именно коллективу нашего института выпала возможность выступить на малой Родине Альфреда Шнитке в Международный день музыки.

    Символично и ответственно выйти на сцену со сложнейшей программой в такой важный для каждого музыканта день. Вечерний концерт стал завершающим блоком участия Московского государственного института музыки имени Альфреда Шнитке на фестивале в этом году. Исходя из этого, программа концерта была выстроена до мелочей. Она состояла из пяти произведений, как и пятичастный балет Шнитке «Лабиринты», в честь которого и было дано название фестивалю. Каждое из сочинений было выбрано с особым смыслом и создавало взаимосвязи с остальными произведениями в программе.

    В завершении каждого из двух отделений концерта стали сочинения юбиляра, представляющие из себя определенную основу концепции всей программы.

    Первое — Соната для скрипки и камерного оркестра №2 «Quasi una sonata». Изначально произведение было написано для скрипки в сопровождении фортепиано. Уже в поздний период творчества композитор создал вариант для оркестра по просьбе Гидона Кремера. Однако, соната в первоначальной редакции нечасто исполняется на концертах, а уж с оркестром её играют настолько редко, что можно смело утверждать, что Московский камерный Шнитке-оркестр исполнил её одним из первых в истории.

    «Мне известно только два исполнения этой сонаты: Гидона Кремера с оркестром и другого известного всем знатока и исполнителя музыки Шнитке — Марка Лубоцкого. Сейчас же, сказать по правде, я не знаю ни одного исполнения этого произведения у нас в стране именно в варианте для скрипки с оркестром»,  отметил художественный руководитель оркестра и дирижер Игорь Громов.

    По мнению дирижера, редкость исполнения Сонаты заключается в её сложности: «Мы играли на концертах множество произведений Шнитке, но ничего трудней я не дирижировал!»

    Исполнение партии солирующей скрипки пала на плечи студента МГИМ имени А. Г. Шнитке, лауреата международных конкурсов Григория Плюснина (класс преподавателя лауреата международных конкурсов Ильи Ткаченко). Игра с тончайшей нюансировкой, аккуратность штрихов и интонирования, высокий технический уровень подготовки, мастерство балансировки оркестра и солиста, внимание к четкости ритмической составляющей, которая была очень важна в этом произведении  так можно охарактеризовать это выступление. Как ранее отмечал Игорь Юрьевич Громов, для Шнитке паузы имеют очень большое значение в этом произведении. Для передачи состояния напряжения композитор часто использовал паузы для внезапного обрыва динамического нарастания.

    Несмотря на сложнейший музыкальный материал с большими регистровыми скачками, использованием разнообразных приемов игры и непростой ритмической составляющей, солист и оркестр на сцене воссоздали убедительную интерпретацию произведения: драматургически прочувствованную, живую, полную рельефных оркестровых контрастов, ярких тембральных звучаний и тонкого подхода в претворении образной сферы сочинения. Исполнение, поразившее слушателей, стало воплощением высочайшего мастерства исполнителей.

    Само же название «Quasi una sonata» отсылает нас к Сонатам для фортепиано op. 27 Бетховена, носящим заголовок «Quasi una fantasia», а также фантазиям композитора других эпох. Импровизационное начало, свободное развертывание музыкальной мысли, свойственное жанру фантазии, по словам композитора, делает Сонату № 2 «живой». Шнитке считал «истинно формообразующим моментом не сонату и не тематичность сонатного цикла, а сквозное мышление, основанное на других элементах». Этими элементами композитор также считал цитаты из сочинений Бетховена, и применение монограммы BACH, которую Альфред Гарриевич часто использовал в своих произведениях, видоизменяя и преобразуя её.

    Так, прозвучавшая соната, словно объединила и создала некий итог первого отделении концерта, ведь перед ней шли сочинения почитаемых Альфредом Шнитке композиторов: И. С. Баха (Бранденбургский концерт № 3 G-dur), которого он называл непостижимым идеалом, солнцем и центром всего, и В.  А. Моцарта (Maurerische Trauermusic (Масонская траурная музыка) c-moll для оркестра, K. 477), которого боготворил. Два полярных сочинения великих мастеров, задали высокую планку. Оркестр, под руководством Игоря Громова, отразил всё многообразие оркестровых красок сочинений, любовно и проникновенно прорисовывав каждую деталь исполнения, не теряя при этом ощущения целостности программы всего концерта.

    Художественный диалог с творчеством композиторов эпохи барокко и классицизма, цитирование и имитация стиля мастеров прошлого занимает важное место в музыке Шнитке. Во втором отделении концерта, создавая некую контрастную параллель с Сонатой № 2 Альфреда Шнитке, торжественно прозвучало Concerto Grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра, которое является одним из самых исполняемых произведений композитора. Взаимосвязь с предыдущими сочинениями концерта также была ярка, ведь в Concerto Grosso Шнитке использовал техники полистилистики, квазицитирования и аллюзии на музыку прошлого.

    Произведение Альфреда Шнитке, исполненное мастерами, раскрылось с новой стороны (солисты: Заслуженный артист России, профессор Степан Якович (скрипка), Заслуженная артистка Республики Татарстан, зав. кафедрой струнно-смычкового искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке, профессор Елена Рольбина (скрипка), Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, зав. кафедрой фортепианного искусства, профессор Рустам Шайхутдинов (клавесин, фортепиано)). Глубина, проникновенность, и пронзительность трактовки не оставила публику равнодушной. Слушатели долго не отпускали исполнителей, даря бурные овации и выкрикивая «Браво!».

    Важно отметить, что для Шнитке обращение к жанру Concerto grosso было обращением к сугубо немецкой барочной традиции Баха, Генделя. Неслучайно сочинение последнего открывало второе отделение концерта. Ария израильтянки «Let The Bright Seraphim» из оратории Г. Ф. Генделя «Самсон» была блестяще исполнена студенткой МГИМ имени А. Г. Шнитке, лауреатом международных конкурсов Анастасией Савиной (сопрано) и лауреатом международных конкурсов, Заслуженным артистом РФ, лауреатом премии Президента РФ Владиславом Лавриком (труба-пикколо).

    Яркое тембровое сочетание колоратурного сопрано и звонкой трубы озаряло Концертный зал филармонии. Несмотря на непростую для исполнения вокальную технику, колоратура солистки получалась естественно, и голос переливался яркими красками, создавая прекрасный дуэт с трубой. Сочинение было исполнено с тонким пониманием барочного стиля, с чуткой опорой на аутентичные традиции, исторические сведения и специфику инструмента того времени.

    Благодаря большому труду и самоотдачи Московского камерного Шнитке-оркестра под руководством дирижера Игоря Громова и виртуозной игре солистов, концерт завершился продолжительными овациями. Празднование юбилея Альфреда Шнитке торжественно соединилось с музыкальным праздником всех музыкантов. Концерт приобрел особые значение и масштабы. Объединяющая тема оратории Генделя «Самсон» и Concerto Grosso № 1 Шнитке, прозвучавших во втором отделение, — это столкновение личности и окружающего его мира. В какой-то мере, это и подвиг, который совершает человек. Подвиг, который совершал и Альфред Шнитке, продолжая свой творческий путь, несмотря на перенесенные им удары судьбы. Композитор оставил своим потомкам всё многообразие палитры своего творчества, в котором каждый слушатель найдет что-то важное для себя.

    В завершение двух грандиозных фестивальных концертов мы благодарим ректора института им. А. Г. Шнитке, доктора культурологии, доктора педагогических наук, профессора Анну Иосифовну Щербакову, художественного руководителя и дирижера, Заслуженного артиста РФ, профессора Игоря Юрьевича Громова и всех участников концерта за вдохновляющее исполнение, высочайший уровень мастерства и профессионализм, без которых бы это событие было невозможно! Также хотим выразить признательность за приглашение художественному руководителю фестиваля «Лабиринты», главному редактору газеты «Музыкальное обозрение», Заслуженному деятелю искусств РФ Андрею Алексеевичу Устинову и директору Саратовской филармонии им. А.Г. Шнитке Анэте Викторовне Николаевой за организацию концертов и тёплый прием нашего института на родной земле Альфреда Шнитке!

    Празднование юбилея А.Г. Шнитке продолжается.

    Будем рады видеть Вас на наших концертах!

     

    Пресс-центр МГИМ А.Г. Шнитке

    Степанникова Полина, Наципова Елена

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.