К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, Российским государственным художественно-промышленным университетом им. С.Г. Строганова в рамках договора о сотрудничестве нашему Институту была подарена художественная работа, посвященная творчеству композитора. Работа выполнена студентами кафедры монументально-декоративной живописи Университета под руководством кандидата искусствоведения, члена союза дизайнеров РФ, профессора Анастасии Юрьевны Агафоновой. Из более чем 10 представленных работ, по согласованию со вдовой композитора Ириной Шнитке был выбран полиптих студентки 5 курса Елизаветы Бабенко и 24 сентября 2024 года размещен в фойе МГИМ им. А.Г. Шнитке.
Пресс-центру МГИМ имени А. Г. Шнитке удалось поговорить с художницей Елизаветой Бабенко в момент монтажа работы и узнать, что скрывается за созданием инсталляции.
— Здравствуйте, Елизавета! Хотелось бы узнать немного о реализации проекта и самом процессе создания картин. Как так получилось, что Вы стали автором полотен, которые в данную минуту поднимают на стену холла?
—Здравствуйте! Нашей группе в ходе летней практики было дано задание сделать эскизы, из которых руководство Вашего института выбрало понравившиеся. Эскиз этой работы был задуман мной, а выполняли мы её совместно с ребятами. Первоначально была идея росписи самой стены холла, но так как это тяжело реализуемо на каменных блоках, решили, что исполнять будем именно на холстах, которые потом повесят.
— Скажите, возможно ли проследить какую-то идею, которая объединяет эти четыре полотна или на каждом есть свой сюжет?
—Да, это полиптих из четырех частей, и композиция читается слева направо. На первой части можете видеть ноты сочинения Шнитке «Свободные бабочки». Мне очень понравилась эта музыка, и ей я вдохновлялась при написании. Идея в том, что из нот вырывается энергия музыки, вокруг неё кружат бабочки. Далее этот музыкальный поток переходит на второй холст с портретом Альфреда Шнитке. На третьем—сочинение композитора исполняется разными музыкальными инструментами, а на четвертом — она звучит во всем своем многообразии. И эта энергия течения музыки, проходящая сквозь все четыре стадии, никогда не прекращается.
— А если говорить о цвете, то здесь как-то обоснован выбор именно такой цветовой палитры? Есть ли замысел или это то, как Вы увидели это сочинение Шнитке?
—Да, я так именно и представляла эту музыку, в таких цветах. Ну и, конечно же, мой выбор основывался ещё и на цветовом сочетании с интерьером холла. Как можете видеть, здесь использован тот же фиолетовый тон, как и на бортиках. Подбирала, чтобы с этим цветом гармонировали остальные. Также существует своеобразная цветовая композиция, объединяющая все четыре части.
— И правда, это единство и движение ощущается. И особенно точно вышел портрет Альфреда Шнитке. Заметно, что написано вдохновленно. Скажите, повлияла ли эта работа с таким тесным соприкосновением к музыке Шнитке и визуализация её на мнение о творчестве композитора в целом? И вообще до сотрудничества с нашим институтом были ли знакомы с сочинениями Шнитке?
— К сожалению, до сотрудничества я не была знакома с творчеством этого композитора. И когда нам дали задание перед выполнением эскизов, узнать побольше, послушать музыку Шнитке, меня она заинтересовала. Очень интересный многогранный композитор. И совершенно разный! Мне кажется, что каждый чувствует музыку Шнитке по-разному. Я почувствовала её так [указывает на полиптих].
— Спасибо Вам!
Интервьюер: студентка 4 курса МГИМ имени А. Г. Шнитке Елена Наципова