Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Я к Вам лечу воспоминаньем …»


  • 08-апреля-2024

    6 апреля в концертном зале ДМШ им. Ю.А. Шапорина состоялся третий концерт декады, посвященной 90-летию А. Г. Шнитке. Ведущие - Ксения Кемова и Ольга Гребенко.

    Вечер открылся одним из самых исполняемых сочинений среди произведений камерного репертуара конца XX века. Это «Третий струнный квартет», написанный в 1983 году. В нем композитор вступает в диалог с ушедшими эпохами, используя темы из Stabat Mater Орландо Лассо, бетховенской Большой фуги и знаменитую анаграмма Шостаковича DSCH. Через все части квартета проходит мысль о поиске нравственного и духовного порядка. В исполнении Марии Постевой (скрипка), Марьяны Плюхиной (скрипка), Павла Ильичёва (альт), Варвары Бурковой (виолончель) музыка побуждает к размышлению о важных и вечных темах.

    Следующим номером прозвучали «Вариации на один аккорд» в исполнении Екатерины Юдиной. Альфред Гарриевич так писал про это произведение: «Предыстория здесь такая. Ирина Федоровна — моя жена — заканчивала в 1966 году Гнесинский институт по классу фортепиано и хотела сыграть что-нибудь современное на рояле. Я специально для ее экзамена и написал это сочинение». То есть,  «все 12 хроматических нот расположены в виде аккорда. В дальнейшем каждая нота берется только в той октаве, в которой она встречается в этом аккорде, то есть нота c только в контроктаве, нота fis только в 3 й октаве, нота cis только в малой октаве и т. д. Сам аккорд не играется». Основная тема ассоциируется с перезвоном колоколов, боем курантов, их диссонирующими отзвуками и обертонами. Далее следует несколько групп вариаций. Это сочинение достаточно краткое, и в нем композитор использовал несколько важных музыкальных идей XX века: политональность, кластеры, переменный размер.

    Следующие два номера затрагивали совсем другую сторону творчества А. Г. Шнитке – музыку к трилогии мультфильмов «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я…» (1981) и «Осень» (1982). Мультфильмы были основаны на рисунках, черновиках и стихотворениях А. С. Пушкина, также были взяты комментарии самого поэта. Стихи и письма Пушкина в трилогии читают Иннокентий Смоктуновский и Сергей Юрский, а мир Пушкина дорисовывает музыка. Интересен прием, примененный здесь Шнитке: исходя из того, что Пушкин был современником Шуберта, Бетховена, Россини, Глинки и застал начало романтической эпохи, композитором было принято решение использовать стилевую множественность. «Постлюдия» получила самостоятельную жизнь в обработке Геннадия Пыстина для двух фортепиано. Тонкая, лирическая элегия очень проникновенно прозвучала в исполнении профессора, кандидата педагогических наук Юлии Литвиненко и Ирины Авдеевой.

    Несколько фрагментов музыкальной партитуры трилогии войдут в «Пушкин-сюиту», переложение которой для двух фортепиано сделал Г. Боровиков. Завораживающе и артистично ее исполнили Даниил Даутов и профессор, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Рустам Шайхутдинов. Сюита состоит из семи частей, в которых сосредоточены все основные темы и образы из мультфильмов. Тема творчества, связанная с образами любви и свободы, звучит во вступительном номере «Дуэль», номерах «Мадонна» и «Болдино». Жанровые пьесы «Романс» и «Вальс» с одной стороны, олицетворяют светское окружение, а с другой - воплощают душевные порывы молодого поэта, не желающего подчиняться условностям и правилам. Центральный номер в сюите – «Буря», в мультфильме это эпизод «Наводнение». В нем на мрачную тему судьбы накладываются посторонние шумы (шум воды, завывания ветра). Этот эпизод, иллюстрирующий в мультфильме фрагмент «Медного всадника», на самом деле символизирует смерть поэта.  Очень интересен и необычен здесь финал. Залихватская скачка как колесо истории, которое перемалывает все. Для истории не имеет значения хорошее или плохое, добро или зло. В вихре пульсирующей ритмики и красочных смен мажора и минора периодически вспыхивает надежда, но все подчиняется неостановимому ходу времени.

    Следующим номером прозвучало шуточное произведение Альфреда Гарриевича марш «Лебедь, Рак и Щука» из балета «Эскизы», написанное в соавторстве с Э. Денисовым и С. Губайдулиной в 1982 году для совместного концерта в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского. Сам балет можно считать высшей точкой в цепи гоголевских произведений композитора. Он был поставлен Андреем Борисовичем Петровым на музыку А. Г. Шнитке разных жанров: музыка к спектаклю «Ревизская сказка» (1978), оркестровая «Гоголь-сюита» (1981), музыка к кинофильму «Мертвые души» (1984), оркестровая сюита по мотивам фильма «Мертвые души» (1984) к балету «Эскизы» (1985). В название балета заложена драматургическая концепция произведения – фрагментарное, эскизное изложение материала.

    На концерте марш был исполнен в переложении Г. Пыстина для фортепиано в 6 рук профессором, кандидатом педагогических наук Юлией Литвиненко, Иваном Тонких, Ильей Гришиным. Как и в балете, этот марш стал настоящей изюминкой концерта, и зрители просто не могли сдержать улыбку.

    В завершение концерта прозвучало «Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу» (1979) для фортепиано в 6 рук. Его исполнили Матвей Сорокин, Айше Мамбетова и профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель культуры Киргизии Вера Носина.  Для Шнитке, как и для всей русской культуры XX века, фигуры Стравинского, Прокофьева и Шостаковича являются ключевыми. Каждый из трех композиторов представлен в «Посвящении» своей темой. И. Стравинский – «Китайским маршем» из оперы «Соловей», С. Прокофьев – «Юмористическим скерцо» для четырех фаготов, Д. Шостакович – Полькой из балета «Золотой век». Однако это не только прямое цитирование. Шнитке создает  стилистический диалог, который поддерживается на протяжении всего произведения: портретные детали не закреплены за определенной партией и переходят из одной в другую. Трое авторов будто «беседуют» друг с другом, и к их беседе присоединяется сам А.Г. Шнитке.  

    Концерт стал настоящим музыкальным праздником для всех присутствующих, оставив незабываемые впечатления и подарив новые эмоции. Такие уникальные события позволяют людям окунуться в мир искусства и насладиться его красотой.

     

    Студентка 2 курса МГИМ им. Шнитке

    Гребенко Ольга

    (класс преподавателя Параниной И. А.)

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.