Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ В ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ


  • 03-апреля-2024

    3 и 4 апреля 2024 г. в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, состоялись выступления солистов и творческих коллективов МГИМ им. А. Г. Шнитке. Звучащая музыка стала вдохновением для следующих поэтических строк:

    3 апреля, 2024 Московский дом композиторов

    Септет А.Г. Шнитке (1981-82)

    Часы с кукушкой,

    В сумраке гостиной

    Кукольного дома.

    Бьют двенадцать раз.

    Кукольная полночь.

    Исчезает всё,

    Что носилось, плясало, пело,

    Время настаёт

    Куклам спать в своих кукольных постелях.

    Время волшебства

    И большие тени

    Выходят на авансцену,

    Танцуют в лунном свете.

    Разные стадии сна,

    Сны - хрупкие видения.

    В кукольном мире весна -

    Тени и привидения.

     

    4 апреля, 2024 г., Концертный зал МГИМ им. А.Г. Шнитке

     

    Струнное трио, соч. 191 А.Г. Шнитке

    Как будто старые фотографии,

    Перелистывает кто-то и звучат они.

    Как много прожито мгновений.

    Словно это хочет сказать листающий.

    И они оживают под взглядом

    Роем листвы, веером звуков,

    И как мотыльки цветные и чёрно-белые

    Летят, сменяя друг друга,

    накладываясь друг на друга,

    воспоминания,

    Осколки прожитого...

    И на фоне общего трагизма бытия

    Эти картины-воспоминания

    Звучат как эпитафия.

     

    Густав Малер – Альфред Шнитке

    Фортепианный квартет (1988), соч. 204

    (Малер Г. Квартет для скрипки, альта, виолончели и ф-ноa-moll; Шнитке А. Квартет для скрипки, альта, виолончели и ф-но, соч. 204)

     

    Малер, а потом его зеркальное отражение у Шнитке

    Отражение как в воде дрожжит и на нём рябь,

    Как волшебные тени,

    Как зазеркалье,

    Как памятник Малеру

    Это как Малер на старой фотографии.

    Как выцветший, дополненный трагическим фоном Малер

    В какой-то момент всё рушит композитор,

    А потом звучит лирическая мелодия,

    И всё гармонизируется, ностальгически

    Звучат и истаивают звуки

    Как будто в параллельном пространстве

    Они ловят эхо друг друга

    Преодолевая законы гармонии,

    Созидая гармонию новую.

     

    Гимн I, соч. 96 А.Г. Шнитке

    Звуки как бы собираются с мыслями

    Мелодии пробуют себя на звучание

    И набираясь сил

    Они начинают сбываться,

    Выходят из небытия

    дозвукового,

    До-гармонического,

    До музыки существовавшего

    И начинают жить в звучании

    То пропадая, то появляясь

    И дуэт виолончели с арфой

    Старинным кажется и вместе современным

    Как мысль о музыке прошлого в настоящем,

    Переплелись времена

    И распалось время

    И проросло в вечность.

     

    Гимн IV, соч. 134 А.Г. Шнитке

    И в расколотом мире

    Колокольный звон

    Сшивает осколки,

    Служит связью времён.

    Среди хаоса и разлома бытия

    Звучит колокольный звон,

    Удерживая от падения берега.

    Сближая эпохи и стили

    Как вечная нить

    Проходящая через все диссонансы

    Не ведая границ

    Гимн из цитат, превращённых в единое целое

    Колокол возрождения звонит по нам

    Возвращает к истокам все времена.

     

    Соната №2 для фортепиано «Посвящена Ирине Шнитке», соч. 216 А.Г. Шнитке

    Она едва сбывается и тает, эта мелодия,

    Среди камней и шума водопада,

    Как посреди Чистилища иль Ада,

    Она небесна и не улетает никуда

    От рук маэстро, словно в лёгком танце,

    Проносится с октавы на октаву,

    Стремительно свои расправив крылья,

    Садится на басы, потом чистейшим

    Оказывается сопрано, исчезает внезапно,

    Как бы сложивши крылья листиком,

    А после взмахнув и на прощание ударив

    В глаза всем блеском красок своих дивных.

    Мелодия несбывшаяся, словно

    Сгоревший мотылёк в огне лампады...

     

    Ло-грина Донецкая

    (Логвинова Ирина Владимировна)



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.