Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023


  • 22-декабря-2023

    Выступление Московского симфонического Шнитке-оркестра под управлением Заслуженного артиста РФ, профессора Игоря Юрьевича Громова, состоявшееся в концертном зале РАМ имени Гнесиных 19 декабря 2023 года, завершило серию концертов Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ ОРUS 34». Этот вечер стал кульминацией фестиваля, представив целый ряд шедевров симфонической музыки разных симфонических школ – австро-немецкой, английской, французской и русской. Выступления оркестра предваряли емкие и эмоциональные комментарии автора проекта и куратора фестиваля – Заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Алексеевича Устинова – главного редактора газеты «Музыкальное обозрение».

    Первое отделение вечера было посвящено исполнению симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Жизнь героя», ор. 40, созданной в 1898 году 34-летним композитором, находящимся в расцвете своего оркестрового мастерства. Грандиозное полотно, длящееся почти час, развертывает ряд возвышенных образов, связанных с героическими устремлениями, глубоким любовным чувством, напряженной борьбой, творческим процессом, драматической рефлексией, созерцанием природы. Эта линия оттеняется своего рода ироническими зарисовками, что сообщает драматургии сочинения противоречивость и создает определенные проблемы для интерпретации. «Шнитке-оркестр» под управлением Игоря Громова выстроил мощный целеустремленный поток, в котором противоположные стороны – возвышенные и гротескные – обрели гармоничное равновесие. Тембровые сгущения органично сочетались с чистыми красками концертирующих инструментов. Виртуозное соло скрипки в исполнении Григория Плюснина, технически совершенное и естественно свободное, стало ярким событием в драматургии поэмы.

    Следует отметить, что романтические композиции концертного характера особенно удаются творческому коллективу «Шнитке-оркестра». В прошлом сезоне мы уже впечатлялись исполнением «Прелюдов» Ф. Листа – «Жизнь героя» блестяще продолжила это направление.

    Второе отделение открыл «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных слушателей. Вариации и фуга на тему Генри Пёрселла для чтеца и оркестра или только для оркестра» ор. 34 Бенджамина Бриттена. Английский композитор написал его в 1945 году для документального фильма М. Матисона «Инструменты оркестра», использовав тему Рондо из музыки Генри Перселла к драме Астреи (Афры Бен) «Абдельазер, или Месть Мавра». Несмотря на то, что произведение предназначалось для детей, концертирование оркестровых групп и отдельных инструментов в нем требует большого мастерства, тема словно примеряет на себя различные темброво-жанровые маски. Решая эти задачи, Шнитке-оркестр создал праздничную карнавальную картину, которая завораживала слушателей игрой оркестровых красок.

    «Акварельное», с участием только струнной группы, Adagietto Ж. Бизе из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (1872), рисующее трогательную встречу двух стариков и длящееся всего 34 такта, оттенило насыщенные тона финальной композиции вечера – «Испанского каприччио» ор. 34 Н. А. Римского-Корсакова (1887). Сначала композитор задумал написать виртуозную скрипичную пьесу на испанские темы, но постепенно замысел вырос в оркестровую сюиту концертного характера, в которой праздничные картины, основанные на танцевальных темах, чередуются со страстными любовными сценами. В создании эмоциональных испанских образов исключительную роль играет виртуозное концертирование инструментов оркестра – например, английского рожка (Татьяна Кузнецова) и валторны (Ильяс Исламов) в Вариациях, блестящие каденции скрипки (Елизавета Зырянова), флейты (София Скомпоровская), кларнета (Кирилл Чурсин) и арфы (Анастасия Арсентьева) в Сцене и цыганской песне, динамичные ритмы ударных инструментов. Таким образом, линия концертирования, развивающаяся в предшествующих сочинениях, получила в Каприччио яркое завершение.

    На этом вечере проявились такие качества «Шнитке-оркестра» как слаженность, насыщенность звучания в tutti и одновременно техническое мастерство, выразительность исполнения в сольных фрагментах. Публика высоко оценила вдохновенное искусство музыкантов, наградив их горячими аплодисментами. Благодаря проекту «Музыкального обозрения» и совместной работе А. А. Устинова и И. Ю. Громова концертные выступления Московского симфонического Шнитке-оркестра становятся событием всероссийского масштаба. Ждем дальнейших творческих свершений!

    кандидат искусствоведения,

    профессор Егорова М. А.



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.