Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Концерт камерной музыки в МГИМ им. А.Г. Шнитке


  • 11-октября-2023

    Уютным теплым вечером 1 октября, в международный день музыки, в МГИМ им. Шнитке состоялся концерт камерной музыки. В концерте принимал участие замечательный дуэт выдающихся педагогов МГИМ им. Шнитке — профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат международных конкурсов Шайхутдинов Рустам Раджапович и профессор, заслуженная артистка республики Татарстан Рольбина Елена Ильинична. Для исполнения артисты выбрали произведения И.С. Баха и А.Г. Шнитке, и не случайно — И.С. Бах и А.Г. Шнитке – два выдающихся музыканта-мыслителя, носители своей эпохи. Как точно отметил Рустам Раджапович, их музыка преодолела пространство и время, какие-либо рамки — национальные, хронологические, географические.

    Открыла концерт соната И.С. Баха для скрипки и клавира №1 си минор BWV 1014. Соната написана по канону церковной сонаты с чередованием частей по темпу. В этой сонате слышны одни из самых прекрасных мелодий Баха, которые заставляют нас задуматься о глубоком личном чувстве, лежащем в подтексте проникновенного Adagio и более взволнованном по контрасту к нему Allegro. В исполнении дуэта мы услышали идеальное единение голоса скрипки и фортепиано. Стоит отметить, что И.С. Бах в своих сонатах для скрипки и клавира впервые использует фортепиано не как аккомпанирующий голос, а как инструмент, имеющий свою самостоятельную мелодическую линию. Скрипка и фортепиано органично перетекали друг в друга, что создало впечатление непрерывно льющейся музыки. Также можно отметить высокий профессионализм исполнителей и тонкое чувство стиля.

    Следующим произведением, прозвучавшим на концерте, была соната А.Г. Шнитке №1 соч. 30. Это произведение было написано в 1963 году и стало первым обращением композитора к додекафонии. Здесь используются квазицитаты из русской народной музыки и второго фортепианного трио Д.Д. Шостаковича. Соната прозвучала как раз в духе своей эпохи. Тонкий аккомпанемент и очень внезапные, необычные переходы от pp к ff придают звучанию большую действенность и динамизм.

    После снова прозвучала третья соната соч.248 А.Г. Шнитке. Эта соната, как и две первые, была написана по просьбе Бутуцкого и исполнена им же в сопровождении Ирины Шнитке, жены композитора, в Большом зале Московской консерватории. Стоит обратить внимание на третью часть, где используется в преображенном виде баховская монограмма BACH. Дуэт исполнителей смог великолепно передать эмоциональный накал этой сонаты. Каждое движение, каждый штрих были пронизаны невероятным напряжением и в то же время свободой, чтобы передать драматические коллизии происходящего. Как говорил Шнитке, эта соната на грани реального и нереального.

    Последним номером в программе была соната для скрипки и клавира И.С. Баха №3 ми мажор BWV 1016. Эта соната, как и все шесть сонат для скрипки и клавесина, была написана Бахом в Кётенский период в 1720-1723 гг. Соната написана в стиле концерта. Хотелось бы особенно отметить ее третью часть с ее оттеняющим, проникновенным до-диез минором и певучими, красочными темами, поражающими глубиной чувств. Мастерское исполнение, прекрасная передача чувств, шикарный ансамбль — все это произвело незабываемое впечатление на слушателей.

    На бис прозвучало рондо А.Г. Шнитке в классическом стиле, написанное в 1973 году в качестве поздравления Мстислава Дубинского, 1 скрипача квартета им. Бородина. Рондо прозвучало очень бойко, задорно, весело, в стиле Моцарта или Гайдна и стало прекрасным завершением вечера.

    Хотелось бы отдельно поблагодарить организаторов концерта за уникальную возможность посетить этот праздничный концерт и послушать замечательную музыку выдающихся композиторов в исполнении первоклассных мастеров.

    Студентка 2 курса МГИМ им. Шнитке

    Скуратова Серафима

    (класс преподавателя Параниной И. А.)

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.