Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Opus 34» в стенах МГИМ им. А.Г. Шнитке: медиапространство «Музыкального обозрения» и три измерения струнных трио


  • 14-апреля-2023

    30 марта в МГИМ им. А.Г. Шнитке прошёл концерт-открытие музыкального фестиваля «Opus 34», начало которого предваряло вступительное слово ректора института, доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Анны Иосифовны Щербаковой. Программа была разделена на два крупных блока: творческая встреча с Андреем Устиновым главным редактором газеты «Музыкальное обозрение» и концерт «3+3». В первом блоке, озаглавленном как «Отражения», выступил один из основателей газеты-организатора фестиваля и ее бессменный главный редактор, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Устинов – без преувеличений знаковая фигура в русской музыкальной культуре нашего времени, чьи заслуги можно перечислять бесконечно.

    Название выступления было пояснено в программе концерта как «Образ музыкального пространства России XXI века». Несомненно, оно сильно заинтриговало. Предмет разговора был связан с «Музыкальным обозрением» и его историей, а также с тематикой фестиваля. Андрей Алексеевич интересно и доступно рассказал о трудностях на начальном этапе, о широко развернувшейся впоследствии деятельности газеты, дал на экране несколько выпусков. Был представлен фильм «Изменяясь, я вновь воскресаю» (автор сценария, режиссер, чтец – Андрей Устинов) – своего рода аудиовизуальная рефлексия к 30-летнему юбилею «Музыкального обозрения», наполненная необычной символикой (метроном-маятник; человеческая фигура, состоящая из газетных выпусков), попытка основателей газеты осмыслить свою роль в нынешнем музыкальном мире.

    А. Устинов также поведал о творческих проектах, организованных редакцией, связанных с коллективным композиторским творчеством. Идеи коллективных сочинений, как выяснилось, возникали неоднократно. Фрагмент одного из таких сочинений – проекта 2006 года, приуроченного к столетию Д. Шостаковича (финал, сочиненный Николаем Поповым) был продемонстрирован в записи и произвёл неизгладимое впечатление нонконформистской смелостью композитора в отношении примененных исполнительских техник. Небольшое описание фестивалей, курируемых «Музыкальным обозрением», было проиллюстрировано красочно-футуристичным тизером фестиваля электронной музыки «DIGITALINA & DIGITAL STORM» для г. Саратова (с использованием мотива из «Весны священной» И. Стравинского).

    Завершилось же первое отделение показом ролика с музыкальным сопровождением из баховских «Страстей по Иоанну». К этому моменту мнение об Андрее Устинове сложилось как о деловом человеке, умеющим подать себя, свои задумки и удивительным образом сочетающем в мышлении рационализм с творческой фантазией. Эта фантазия, как следовало из показанных видеофрагментов, не всегда проявляет себя однозначно (впрочем, не в этом ли отличительная черта свободного современного медиаискусства?). Финальный ролик подтвердил это с лихвой, оставив зал в восхищении неистощимой креативностью «ума и сердца» «Музыкального обозрения» и его главного редактора. Видеоролик «Территория музыки. INVENTIONS», рассказывающий о выставке авторских работ Андрея Устинова в Саратове (такого рода выставки, как нам удалось узнать, проводились им в разных городах по всей России). Были показаны фотографии инсталляций с музыкальными инструментами в самых неожиданных интерьерах и «позах»; например, инструментов, подвешенных к потолку (в фойе Саратовского театра оперы и балета) или скрипки, помещенной в прозрачный ящик. Вторая половина видео была посвящена авторским работам Устинова, выполненным в техниках коллажа, фотоинсталляций, компьютерного монтажа. Здесь присутствовали и символизм, и отсылки к шедеврам мировой живописи (особенно к эпохе Возрождения), и сюрреалистский оксюморон, проявившийся в соединении, казалось бы, несоединимого. Все вышеперечисленное будто выражало сверхидею вездесущей музыкальности и в сочетании с композициями из «Страстей» Баха воспринималось как «артхаус». Одним словом, это было современное медиаискусство в его ярчайшем проявлении, независимо от того, были ли зрители к нему готовы или нет.

    Второе отделение мероприятия под предпосланным ему названием «3+3» представляло из себя самостоятельный концерт для струнного ансамбля. К сожалению, в антракте некоторая часть зрителей покинула зал (и очень многое потеряла!), что, возможно, усилило впечатление его обособленности. Впрочем, то, как оно воспринималось, не имеет большого значения: мы уверены, что многие в самом конце испытали катарсис. Были представлены три струнных трио принципиально разных, почти полярных друг другу композиторов – Луиджи Боккерини, Мечислава Вайнберга и Альфреда Шнитке. Андрей Устинов предварил музыкальную часть кратким комментарием к программе нового фестиваля. Затем на сцену вышли музыканты – Елена Рольбина (скрипка, Заслуженная артистка республики Татарстан), Антон Кулапов (альт, Заслуженный артист РФ) и Алексей Найденов (виолончель, Заслуженный артист РФ). Найденов не так давно принимал участие в концерте «Opus 33» в Большом зале Консерватории, исполнив вместе с Сергеем Осокиным (аккордеон) сложнейшее сочинение С. Губайдулиной «Семь слов Христа на кресте». Выглядит закономерным его теперешнее участие в исполнении произведения А. Шнитке.

    Четырехчастный цикл Боккерини с первых звуков погрузил слушателей в эпоху итальянского классицизма. Как было указано в программе концерта, «партии нетривиальны, тональные краски неоднородны, голосоведение безупречно». К данной характеристике мало что можно добавить, если не переходить на сугубо музыковедческий язык; однако хотелось, чтобы эта музыка не кончалась. Первая часть была отмечена характерными мимолетными перепадами настроений, как бы метаниями от сомнений и меланхолии к простодушной радости и единению с природой. Вторая, как и положено, являла собой величественное Largo, с «вторжением» проникновенной лирики в среднем разделе. В менуэте главенствовали меланхолия и задумчивость, проступившие в первой части. Быстрое финальное рондо оказалось наиболее развёрнутой частью цикла; вместе с тем его живой, бодрый характер не позволил слушателям заскучать. С точки зрения формы часть была примечательна многотемностью. Так, первый эпизод включал в себя и «упругий» отыгрыш, и более напевный элемент. Ближе к концу стало понятно, что это, по всей видимости, многосоставный рефрен, но, так или иначе, «мелькания» тем прибавили финалу динамичности.

    Далее было исполнено Струнное трио op. 48 Мечислава Вайнберга. Об этом композиторе до недавнего времени говорили мало, и ещё меньше исполняли. Многие годы он был известен лишь как близкий друг Д. Шостаковича и автор музыки к советскому мультфильму «Винни Пух». Но ситуация меняется; так, с 2014 года под эгидой «Музыкального обозрения» осуществляется проект «Вайнберг. Возвращение», а в 2019 году к 100-летию со дня рождения композитора прошёл Всероссийский фестиваль его творчества. Струнное трио op. 48 – характерное сочинение Вайнберга, появившееся в сложный период его жизни, когда композитор был вынужден писать свои произведения «в стол». Сдержанная лирическая тема-размышление, открывающая первую часть трио (части следовали друг за другом attaca),  вместе с тем не лишена скрытой танцевальности. Кода «повисла» настороженной неопределённостью. В небольшой второй части привлекла внимание надломленная, «извилистая», ещё более утонченная лирическая мелодия. Исключительно выразительными были моменты с парящей в небесных высях скрипкой на фоне выдержанных нот у виолончели и альта. В третьей части на фоне механически остинатного ритма сначала у скрипки, затем у виолончели возникла тревожная тема с жалобной, всхлипывающей интонацией малой секунды, вызывающей ассоциации с народной еврейской музыкой. В финале были особенно интересны переключения инструментов с ритмической поддержки на соло. Постепенное «истаивание» звучания, бывшее почти точным повторением коды первой части, как бы означало, что вопрос так и остался без ответа, а абстрактное «зло» затаилось и ждет, нависнув подобно грозовой туче.

    В финале концерта прозвучало Струнное трио Альфреда Шнитке, состоящее из двух частей. Несмотря на кажущуюся миниатюрность, сочинение, вместе с тем было наиболее протяженным и оставило наиболее сильное впечатление. В первой монографии Шнитке за авторством Валентины Холоповой и Евгении Чигаревой это сочинение называется «хрупким, печальным и провидческим, написанным накануне инсульта». Сочинение началось с темы, явно принадлежащей к стилистике эпохи классицизма, если бы не нарочито диссонирующее сопровождение; мелодия сразу начала разрушаться, как бы подвергаться демонизации (мотив конфликта эпох, утраты красоты и гармонии в современном мире особенно остро звучит в сочинениях Шнитке того периода). Вскоре возникла новая «тема-полет» с выразительными хроматическими сдвигами (побочная партия едва уловимой сонатной формы), но она лишь на миг прервала трансформацию главной партии. Та, вернувшись, еще заметнее исказилась после недолгого просветления, а затем будто бы была погружена в зловещие завывания ветра над пустыней, где, по А. Пушкину, растёт анчар. После новых метаморфоз вновь вторглась «тема полета», но она уже была бессильна что-либо изменить. Вторая часть началась с той же многострадальной главной партии, таким образом, воплощая в строении цикла принцип монотематизма (не строгого). Этот момент воспринимался продолжением первой части, как ее кода. Затем появилась небольшая тема-интонация – ходы по мажорному трезвучию; впрочем, и этот мажор невольно настораживал, и не зря: миниатюрный мотив мгновенно начал «разрушаться», и вскоре был едва распознаваем лишь по ритму. Повторился и мефистофельский «полет» из предыдущей части. В финале колоссальное напряжение на время разрядилось; лейттема всего трио наконец обрела хрупкую гармонию, звуча как печальный «вывод» из всего этого противодействия. Но диссонансы не отпускали ее, давая понять, какой ценой была достигнута мнимая «победа»…

    А публика еще долго не хотела отпускать музыкантов; шум аплодисментов, казалось, не кончался. Слушая последнее сочинение, вряд ли кто-то задумался о том, что его непросто убедительно интерпретировать даже в психологическом аспекте. Но неутомимые исполнители все это время играли настолько естественно, были настолько органичны в ансамбле (а порой еще и довольно артистичны, особенно Елена Рольбина), что благодаря им на сцене разыгрался целый театр образов. Вечер камерной музыки получился душевным и щедрым на эмоции, а концерт – насыщенным по музыкальному, аудиовизуальному, и наконец, смысловому наполнению.

     

    Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Грицай Павел

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.