Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Диалог эпох»: от века XVI к веку XX


  • 13-апреля-2023

     

    В музыке всегда есть нечто загадочное и мистическое, благодаря чему мы имеем возможность «диалога» с ушедшими эпохами и композиторами. Это, пожалуй, одна из самых удивительных особенностей – магия музыки, звуки которой могут перенести нас в атмосферу любой эпохи.

    17 марта в зале МГИМ им. А.Г. Шнитке состоялся концерт, представляющий собой мозаику музыкальных эпох. На сцене прозвучали произведения композиторов разных стилей и направлений: И. Фробергер, Д. Букстехуде, И. Пахельбель – барокко, романтик Ф. Лист, импрессионист К. Дебюсси и один из представителей авангарда в музыке – Р. Щедрин. Удивительным образом, в рамках одного концерта удалось провести единую линию, соединяющую композиторов века XVI и века XX.

    Зачастую, слушателям кажется, что музыка XX века является чем-то кардинально новым в отличие от музыки XVI века. Будто, эти два столетия не могут быть связаны между собой. Однако, приходя на такие интересные просветительские концерты, убеждаешься в обратном, и удивляешься необыкновенной связи времён. О чем с большим интересом рассказала ведущая этого концерта, доцент МГИМ имени А.Г. Шнитке Ольга Громова, выступившая не только как лектор-музыковед, но и как человек увлеченный, которого хочется слушать и узнавать что-то новое и интересное. Она смогла объяснить сложные музыкальные явления на понятном и доступном для всех слушателей языке.

    Солисты концерта Айше Мамбетова (фортепиано) – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и Вячеслав Недосекин (баян) –лауреат Международных конкурсов, доцент МГИМ им. А. Г. Шнитке впечатлили публику своей виртуозностью и профессионализмом, сдержанной эмоциональностью и «чувствованием» стилистики сочинений композиторов разных времен.

    Вячеслав Недосекин мастерски исполнил для слушателей старинную музыку эпохи барокко, наполненную смелыми импровизационными разделами, сменами темпов и строгой, сложной полифонией. Все прозвучавшие сочинения были выдержаны в духе времени и стилистики композиторов. На контрасте, как своего рода выстроенная форма рондо, звучали произведения Ф. Листа, К. Дебюсси и Р. Щедрина, исполненные Айше Мамбетовой. Пианистка постаралась передать все богатство музыки XIX-XX веков: техничную виртуозность Листа, колористическую музыкальную живопись Дебюсси и, строгость полифонии в преломлении авангардных техник Щедрина.

    Ключом, открывающим суть связи времен, стал И.С. Бах, о котором Л. Бетховен писал, что «Он – не ручей, он – океан». Действительно, это океан, вобравший в себя творчество Букстехуде, Фробергера и Пахельбеля, мастерство их полифонии. Эта же нить тянется к романтикам, в том числе, и к Ф. Листу, в творчестве которого полифония имела важное выразительное значение и к импрессионисту К. Дебюсси. А XX век, как говорил С. Танеев, был веком полифонии. Её значение в этот период резко возрастает, отличаясь усложнением полифонических форм и техник. В ряде произведений Р. Щедрина выразилось его глубокое уважение и восхищение творчеством Баха. Таким образом, полифония стала нитью, соединяющей столетия. Она представляет собой не просто технику взаимодействия мелодий друг с другом – это диалог на уровне музыкальных произведений, диалог музыкальных эпох.

    Эту связь времён ярко продемонстрировали Айше Мамбетова и Вячеслав Недосекин в оригинальном завершении концерта. Исполнители задумали для слушателей сюрприз: на известные всем музыкальные темы разных композиторов Айше Мамбетова и Вячеслав Недосекин подготовили импровизацию. На сцене будто прозвучала целая музыкальная панорама различных эпох, стилей и направлений, что наводит на мысль о том, что музыкальное наследие прошлого, о котором нельзя забывать и к которому надо обращаться, всегда будет перекликаться с настоящим и будущим.

    Музыка удивительным образом связывает эпохи и является одним из способов передачи чувств и эмоций, мыслей и рассуждений. Жизненные вопросы бытия всегда были вечными. Мы говорим о них друг с другом в жизни, мы размышляем об этом и в музыке. И в этот вечер музыкальная магия «диалога эпох» удалась.

     

    Студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Мазепа Татьяна

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)

     

     

    Интервью с исполнителями.

    Взгляд из-за кулис

     

    Недосекин Вячеслав Александрович (баян) – лауреат международных конкурсов, кандидат педагогический наук, доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке

    – Концепция концерта – диалог эпох – достаточно интересна. Как на Ваш взгляд, предполагает ли программа исключительно контрастное сопоставление эпох, или между ними есть нечто общее?

    – При всей стилевой контрастности барочных и более поздних произведений нашей программы, трудно не увидеть в них общие черты. Концепция концерта была в том, чтобы выявить эту двойственность.

    – Вы исполняете много барочной музыки. Скажите, пожалуйста, чем обусловлен такой большой интерес именно к этой эпохе?

    – Я ощущаю себя человеком барокко. Многое в жизни и искусстве того времени мне очень близко. Выскажу парадоксальную мысль: для меня баян во многом барочный инструмент. Уверен, если он существовал бы 300 лет назад, то относился бы к одному из видов клавира. А в XVII-XVIII веках под термином «клавир» понимался любой клавишный инструмент.

    – Импровизация-сюрприз, которая завершила концерт, отличалась от другой исполненной Вами программы, в частности, использованием сонорных приемов игры. Скажите, есть ли в Вашем репертуаре подобные произведения XX века?

    – Разумеется, в моем репертуаре представлена музыка самых разных времен и направлений. В импровизации совершенно спонтанно появилась небольшая цитата из баянной пьесы С.А. Губайдулиной «De profundis», а именно того раздела, где во всей полноте использована сонорная техника. На мой взгляд, баян – инструмент с исключительными сонорными возможностями. Его потенциал, особенно в ансамбле с другими инструментами, до конца еще не реализован и пока ждет своего яркого раскрытия.

    – Расскажите, как сложилось Ваше творческое сотрудничество с Айше Мамбетовой, ждать ли нам грядущих концертов?

    – Айше прекрасный музыкант, прошедший великолепную профессиональную школу. Сейчас ее наставник в магистратуре МГИМ им. А.Г. Шнитке – профессор, заслуженный деятель искусств РФ Вера Борисовна Носина. Надеюсь, в будущем мы с Айше осуществим новые совместные проекты.

     

    Мамбетова Айше (фортепиано) – лауреат международных и всероссийских конкурсов, магистрант МГИМ им. А.Г. Шнитке

    – Здравствуйте, Айше! Расскажите, как сложилась концепция концерта «Диалог эпох»?

    – Встретившись с Вячеславом Александровичем, мы обсудили наши произведения и решили, что программа будет выстроена в виде некоего калейдоскопа: от барокко – к другой эпохе – барокко – другая эпоха. Чтобы сложился именно такой диалог эпох.

    – Расскажите, с чем связан выбор композиторов Вашей части программы?

    – Выбор программы напрямую был связан с концепцией концерта – «Диалог эпох». Так как у Вячеслава Александровича барочная программа, то на меня была возложена миссия исполнить сочинения композиторов других эпох. Очень здорово подошла этой программе прелюдия и фуга Р. Щедрина – совсем полярное по векам произведение, но в то же время со своей связующей нитью, о которой рассказала ведущая нашего концерта Громова Ольга Викторовна. Так и была подобрана моя часть программы. В завершение прозвучало ансамблевое произведение, которое тоже полностью отвечало названию концерта.

    – Была  ли импровизация в конце заготовленным номером или же это был больше спонтанный момент?

    – В равной степени было и то и другое. Конечно, каркас концепции был построен изначально. Однако не было чёткой договоренности: «я играю конкретно до этого такта», и так далее. Концепция была построена, но так как это импровизация, всё создавалось на сцене, и, конечно, что-то видоизменялось каждый раз.

    – Можно ли сказать, что выступать в стенах родного института легче, нежели в других концертных залах?

    – Выступать в стенах родного института очень ответственно и волнительно. Несмотря на то, что я проучилась здесь около девяти лет, выход на нашу сцену всегда вызывает особенный трепет. Мне посчастливилось выступать и с оркестром, и даже в составе оркестра, и в камерном ансамбле, и в качестве концертмейстера, и, конечно, сольно. Довелось даже выступать в роли ведущей. Поэтому играть здесь – одно удовольствие и вызывает особенные, трепетные и тёплые эмоции. И, конечно, наша публика, от которой всегда чувствуется поддержка.

     

    Громова Ольга Викторовна (ведущая концерта) – доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке

    – Здравствуйте, Ольга Викторовна! Программа концерта получилась очень необычной и контрастной, принимали ли Вы участие в её составлении?

     

    – Нет, но интересно, что такой вопрос возник. Исполнители дали мне список конкретных сочинений и определенный порядок, в котором они будут идти. И я рада, что мои вставки получилось выстроить как единую связующую нить. Вячеслав Александрович еще осенью задавал вопрос о концерте и возможности связать разные эпохи. На самом деле, это не так сложно, ведь, например, в музыке XX века есть такая категория как голосоведение, и именно она дает как бы полифоническую основу. Музыка барочная – она специфична, много ее не послушаешь, поскольку притупляется восприятие. В нашей библиотеке есть очень любопытное издание перевода всех хоралов на русский язык, которые прозвучали в концерте. Ведь важно понимать, о чем музыка.

    Не хочу сказать, что, слушая Дебюсси или Листа, мы не «работаем головой», но все-таки эта музыка более чувственная. Ты наслаждаешься красотами, своими эмоциональными впечатлениями. Сложилось ощущение формы рондо: рефрен-эпизод-рефрен-эпизод. Поэтому, как мне кажется, можно и музыкальную форму рассмотреть как концепцию концерта.

     

    – Инициатором данного концерта были исполнители, а в какой момент родилось его название?

    – Название возникло, когда первоначально обсуждали концепцию – связь эпох. Любая «мозаика» возможна, вопрос исключительно в речи музыковеда, который все логически выстроит.

     

    – Если обратиться к программе концерта, то какое произведение показалось самым запоминающимся именно Вам?

    Здесь невозможно выделить что-то одно, так как музыка была очень разная, но для меня каким-то открытием стали этюды Дебюсси. Они такие разные и прекрасные! Но в принципе, когда ты делаешь что-то музыковедческое – все время натыкаешься на открытия. Что касается барочной музыки, мое внимание больше привлекли традиции. Ведь я веду такой предмет как полифония.

     

    – Очень интересным решением было завершение концерта музыкальным «сюрпризом». Это было так же продумано концепцией?

    – Да, это было продумано и тщательно отрабатывалось. С одной стороны, конечно, это называется импровизация (особенно исполнение на баяне), а с другой – продуманная концепция, которая стала как бы итогом сопряжения разных времен. Все получилось очень достойно. Хочется отметить и благодарную публику, которой было интересно и что исполнялось, и что я рассказывала.

     

    – Ольга Викторовна, поделитесь, пожалуйста, своими эмоциями от ведения концерта, почему Вам нравится этим заниматься?

    – Прежде всего, основным фактором является музыка и работа с ней. Когда она сама по себе интересна, когда ее исполняют профессионалы своего дела – это всегда приятно.

     

    Какие советы Вы бы дали юным конферансье?

    – Чтобы концерт получился, во-первых, нужно очень хорошо представлять, что будут играть. Поэтому нужно послушать сочинения, почитать про них.  Даже при такой программе, очень пестрой, которая на первый взгляд не связывается, нужно найти те моменты, которые послужили бы связующим событийным звеном. Безусловно, подготовка к каждому концерту должна быть серьезной. Просто так ничего не делается. Перечитывается масса монографий, находятся интересные факты, явления. Слово ведущего должно быть нацелено не только на профессиональную, но и на широкую публику. Интересно должно быть и одним, и другим. Конечно, не надо говорить только про главную, побочную партии и их эмоциональный подтекст, но иногда именно такая информация просто необходима. За любым концертом всегда стоит серьезная работа музыковеда.

    Интервью подготовили
    студенты колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
    Вирич Варвара, Докучаев Олег, Шишкина Ксения

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.