Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Жизнь продолжается … Концерт Московского симфонического Шнитке-оркестра: 10 апреля 2023 года


  • 13-апреля-2023

     

    Участвуя в проекте, посвященном Рахманиновскому фестивалю (который состоится в Тамбове 18 апреля), коллектив под управлением заслуженного артиста РФ И. Ю. Громова выступил в московском «Оркестрионе» с обновленной концертной программой, которая включила произведения С. В. Рахманинова - уже прозвучавшую в прошлом году «Юношескую симфонию» (в исполнительской редакции И. Ю. Громова) и Рапсодию на тему Паганини, дополняя их сочинениями других авторов – Г. Малера, Ф. Листа, Э. Грига и П. И. Чайковского. В концерте также приняла участие пианистка – студентка 1 курса МГИМ им. А. Г. Шнитке, лауреат международных конкурсов Варвара Кутузова (фортепиано).

    Рахманиновская часть вечера обозначила крайние точки творческого пути композитора, представленные ранним и поздним сочинением, которые объединяет драматичность концепции. В одночастной поэмной симфонии у композитора формируется вариант романтического контраста инфернального и возвышенно-идеального; он достигает своего масштабного и глубокого воплощения в Рапсодии, передающей всю неоднозначность диалога этих полярных категорий. В трактовке симфонии Рахманинова Шнитке-оркестром отчетливо прослушивалась ее преемственность с произведениями Чайковского, особенно с его Четвертой симфонией – взволнованная тема главной партии, контрастный - светлый тематический материал побочной партии, последовательное напряженное движение к ярким драматическим кульминациям. Интерпретируя «Рапсодию», И. Ю. Громов выстроил многосоставную композицию, исходя из программы, намеченной Рахманиновым для балета Михаила Фокина. Игра солистки отличалась виртуозностью и особым отношением к звуку, к музыкальной фразировке.

    Вторая часть программы внесла новые содержательные акценты, сосредотачиваясь на идее вечной жизни. Малеровское Adagietto погружается в образ возвышенного лирического чувства, через него отрывая нам новое измерение – мир «духовного порядка», света и добра. Пафосные листовские Прелюды сосредотачиваются на многообразных жизненных картинах, которые обретают свой смысл только в соотношении с вечным. Оркестру удалось почувствовать субъективную утонченность идеального образа в Adagietto и переключиться на броский - «плакатный» - стиль листовской поэмы. «Прелюды» недавно были включены в репертуар оркестра, но уже в первом исполнении музыканты сумели создать убедительную интерпретацию, живую, динамичную, с рельефными контрастами, с мощным апофеозом в завершении композиции.

    Два произведения, исполненные после основной части концерта, - «Смерть Озе» Э. Грига и «Вальс» из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского в оркестровой аранжировке, можно смело рассматривать как самостоятельную третью часть общей программы. Трагическая пьеса норвежского композитора стала эмоциональной кульминацией вечера, воплощая всю глубину переживания, связанного со смертью родного человека. В проникновенном звучании Шнитке-оркестра можно было услышать не только скорбь сына, потерявшего мать, но и боль ушедшей матери, оставившей своего ребенка в жестоком мире, предчувствующей его будущие страдания. Завершающий вечер блестящий вальс Чайковского прозвучал особенно выразительно, многопланово: И. Ю. Громов нашел особые краски, любовно прорисовывая каждый фрагмент общей калейдоскопичной композиции, при этом не теряя ощущения целостности симфонического процесса. Жизнь продолжается …

     

    кандидат искусствоведения,

    доцент КФИТКИ М. А. Егорова

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.