Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Классика и джаз без границ


  • 12-апреля-2023

    7 марта в концертном зале МГИМ имени А.Г. Шнитке состоялся концерт «Классика и джаз без границ». Исполнители – доценты кафедры народных инструментов, лауреаты международных конкурсов Сергей Осокин (аккордеон) и Кристина Шарабидзе (домра) представили увлекательную программу – музыкальное «ассорти». Как отметила в своем вступительном слове ведущая концерта «для этого дуэта не существует стилистических рамок, а их исполнительское творчество дополняется уникальными авторскими аранжировками и яркими музыкальными решениями».

    Концерт открыли «Шесть румынских народных танцев» Белы Бартока, запомнившиеся, в первую очередь, пестрым ладовым колоритом. Здесь присутствовала и тонкая лирика, и томная «ориентальная» хроматика, и раздольная пляска в заключительном танце. Затем прозвучала «Ария» барочного английского композитора Джона Эклса с характерным нисходящим «жалобным басом» (риторическая фигура, распространённая в эпоху барокко) в партии аккордеона, аккомпанирующего сдержанно-скорбному «пению» домры. За ней последовала еще одна композиция английского композитора Джона Дауленда – инструментальная версия песни конца XVI века «Может ли она простить мои ошибки?», примечательная красочной модальностью, которая отличает музыку эпохи Возрождения.

    Следующий раздел концерта был посвящён авторским транскрипциям Кристины Шарабидзе, которая в дуэте с Викторией Спичак (фортепиано) исполнила три пьесы Жана-Филиппа Рамо – «Дикари», «Нежные вздохи» и «Циклопы». Обильная и изобретательная мелизматика, столь типичная для эпохи французских клавесинистов, удивительно логично трансформировалась в тремоло – штрих, являющийся одним из основных для игры на домре. Также прозвучали три известных пьесы из «Григ-сюиты» выдающегося домриста, преподавателя МГИМ имени А.Г. Шнитке и учителя Кристины Шарабидзе Сергея Лукина – «Утро», «Ноктюрн» и «В пещере горного короля». Кто бы мог подумать, что григовский «Ноктюрн», изначально написанный для фортепиано, может так органично звучать на домре! С. Лукин интерпретировал оригиналы Грига довольно свободно; в частности, в последней пьесе появилась виртуозная партия, порученная домре, «оплетающая» тему затейливой орнаментикой. Части сюиты перетекали друг в друга почти незаметно, словно этапы развития одного большого произведения. В новом, для слушателей, тембровом прочтении дуэта преобразилась и классика Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

    Во втором отделении концерта звучали джазовые композиции – сначала в сольном варианте аккордеониста Сергея Осокина, который виртуозно исполнил три пьесы, включающие в себя «комплект» типично джазовых атрибутов: хроматические сдвиги, извилистые мелодии-пассажи, острую, прихотливую ритмику и переменные размеры (Ришар Гальяно – «Fou Rire», Хосе Кано – «Сын Луны», Анри Бетти – «Это так хорошо»). Композиция «Сын луны» – это уникальное авторское переложение Сергея Осокина песни испанской поп-рок группы «Mecano». Она стала особенно интригующей в своем изобретательном многообразии: ярко-виртуозная, с интересными аккордовыми сопоставлениями и терпкими диссонантными созвучиями. После этого Кристина Шарабидзе и Сергей Осокин исполнили знаменитую «Самбу на одной ноте» Антонио Карлоса Жобима и «Douce Ambiance» Джанго Рейнхардта – миниатюрные, но бодряще-энергичные пьесы с очень обаятельными, легко ложащимися на слух мотивами и танцевальной упругостью.

    В заключение концерта прозвучали два известнейших танго Астора Пьяццолы, без сочинений которого не обходится ни один репертуар аккордеониста – «Обливион» и «Либертанго» (Пьяццола-Осокин). Последнее было украшено новым вступлением и совместной импровизацией солистов – С. Осокина и К. Шарабидзе.

    Концерт «Классика и джаз без границ» был примечателен в первую очередь творческой синергией исполнителей. Каждый из них раскрыл разные грани своего мастерства и таланта, как в дуэте, так и в сольных выступлениях. Концерт логично выстроился по блокам: народная музыка – эпоха Возрождения и барокко – «классика» (романтизм и начало XX века) – джаз и эстрада. Такое стилевое разнообразие не позволило публике устать. Программа заняла немногим более часа, но благодаря своей насыщенности не показалась чересчур короткой или непродуманной. Зал ещё долго провожал музыкантов восторженными аплодисментами, и они вновь вернулись на сцену для поклона.

     

    Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Грицай Павел

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.