Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Есть любовь, и она сильнее всего!». Концерт Московского симфонического Шнитке-оркестра в Оркестрионе.


  • 27-марта-2023

    23 марта 2023 года Московский симфонический Шнитке-оркестр под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова выступил в московском концертном зале «Оркестрион» с новой программой: «Dona nobis pacem…» («Даруй нам мир»). «Мир и война» - так можно обозначить ряд произведений, прозвучавших на этом вечере.

    Первое отделение было посвящено «мирной» - яркой, мажорной - музыке П. И. Чайковского: открыл концерт Вальс из «Евгения Онегина» (в оркестровом переложении), после которого был исполнен Концерт для скрипки с оркестром ор. 35. Характерно, что оба произведения написаны в солнечном D-dur, который подчеркивает блеск и насыщенность светлых красок в художественном мире этих сочинений. Игорь Юрьевич Громов выделил в Вальсе напряженность сопоставления минорных и мажорных фрагментов, предвещающих трагический конфликт главных героев оперы, тогда как скрипичный концерт в исполнении Шнитке-оркестра продемонстрировал свой феерический художественный мир в его полной гармонии. В этом большую роль сыграла тонкая, поэтичная интерпретация концерта, представленная солисткой Елизаветой Бабич, студенткой I курса ВУЗа, в которой именно лирическим фрагментам было уделено особое внимание. Лирическая основа проявилась не только в элегической Канцонетте, но и в объемном, многоплановом Allegro I части.

    Во втором отделении творческого вечера прозвучала французская послевоенная музыка трагико-драматического плана. Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано А. Жоливе, созданный в 1953-54 годах, последовательно развивает драматическую концепцию, в которой противопоставлены страдания и развлечения, созерцание и активное действие, романтически-возвышенная стилистика и стилистика ХХ века в ее экспрессионистском и джазовом преломлении.  Антитетичность содержания концерта предопределила его неоклассицистские черты, в частности обращение к четырехчастному трио-сонатному циклу, характерное концертирование трех инструментов – фагота (Анна Уханова), арфы (Анастасия Арсентьева) и фортепиано (Екатерина Радзецкая). Концерт Жоливе считается одним из труднейших для фагота, который прозвучал у Анны Ухановой с лирической выразительностью.

    Третья симфония Онеггера («Литургическая») (1946) также относится к послевоенным опусам, в которых военная тема, связанная с образами насилия, страдания и протеста, продолжает свое развитие.   Симфония Онеггера задумывалась композитором как реквием, для которого он сочинил собственные хоралы, отличающиеся трагической изломанностью мелодического контура. В каждой из трех частей симфонии происходит характерное для жанра заупокойной мессы взаимодействие активных, драматических образов и светлой лирики. Если в I части – Dies irae - лирика словно растворяется в череде энергично-агрессивных тем, то во II части – De profundis clamavi - она выходит на первый план, являя собой светлый бесконечный поток. ассоциирующийся с картинами мирной жизни, противостоящий вторжению трагического остинато в центральном эпизоде. Особую масштабность конфликт приобретает в финале – Donna nobis pacem, в котором после драматического рондо, насыщенного действенно-агрессивными темами, звучит масштабная просветленная кода. Символом этого просветления становится лейттема птицы, в своем развитии объединяющая все три части симфонического цикла.

    Игорь Юрьевич Громов трактует симфонию с исключительным трагизмом. В своем предисловии к концерту он пишет: «С удивительной регулярностью человек создает сначала в себе, а затем вокруг себя рукотворные беды и катастрофы. … Постепенно человек справляется с разрушительными силами вокруг и, главное, внутри себя. Он достигает желаемого теперь света и покоя. Но почему-то и теперь, здесь «на небесах» звучат отголоски пусть и преображенной, но той же самой темы варварского разрушительного марша. Это значит, что тема эта жива в сердце человека и будет накапливать силы для нового Dies irae».

    Шнитке-оркестр в симфонии Онеггера с утрированной силой проводит все действенно-агрессивные темы, при этом последовательно одухотворяя лирическую линию, достигающую своей кульминации в финальной коде. Особенно впечатлило «невесомое», «неземное» звучание хорала струнных (Adagio) в этом разделе. Оно было продолжено в малеровском Adagietto, прозвучавшим после завершения основной программы. Это заставило вспомнить комментарии самого композитора к симфонии, цитирующие строки Поля Клоделя из мистерии «Жанна д’Aрк на костре»:

    «Есть радость, и она сильнее всего!

    Есть любовь, и она сильнее всего!

    Есть Бог, и он сильнее всего!»

     

    доцент, кандидат искусствоведения Егорова М. А.

     

     

    От дирижера...

    «Чем дольше живу, тем больше удивляюсь такому поразительному порождению земной цивилизации, как ЧЕЛОВЕК. Проходят столетия, проходят тысячелетия… С одной стороны, благодаря техническому прогрессу кардинально меняются внешние условия жизни человека. А с другой … Так ли кардинально изменилась внутренняя, глубинная сущность человека? Освобождает ли глобальная информационная система, в том числе, знание исторического опыта от тех самых пороков, с которыми испокон веков пытается бороться человек: не убий, не укради, не лги?

    С удивительной регулярностью человек создаёт сначала в себе, а затем вокруг себя рукотворные беды и катастрофы. Единственным, пожалуй, позитивным результатом страшных человеческих катаклизмов являются шедевры искусства, ими порождённые и их осмыслению посвящённые. И чем страшнее событие, тем сильнее и масштабнее создаваемые произведения искусства. Так исполняемая сегодня симфония Онеггера была написана сразу после окончания второй мировой войны.

    Трёхчастная структура симфонии Онеггера и ее содержательная сторона наводят на мысль о том, что подобно тому, как существует круговорот воды в природе, так существует и круговорот в душе человека.

    Сначала человек устраивает катастрофу, Dies irae, День гнева и беды, в результате чего проваливается в страшную пропасть. Затем, насытившись бедой и разрушением, из глубины бездны (De profundis) он смотрит на небеса и стремится к обретению света, покоя, красоты. Но выбраться из бездны не так просто, как в неё провалиться. Человек молит небеса о помощи в этом - Dona nobis pacem! Постепенно человек справляется с разрушительными силами вокруг и, главное, внутри себя. Он достигает желаемого теперь света и покоя. Но почему-то и теперь, здесь «на небесах» звучат отголоски пусть и преображенной, но той самой темы варварского разрушительного марша. Это значит, что тема эта жива в сердце человека и будет накапливать силы для нового Dies irae. И будет новый De profundis, и новый призыв Dona nobis pacem! Но это будет уже другая симфония и другого композитора. А сегодня мы исполняем Третью «Литургическую» симфонию Артюра Онеггера».

    Игорь Громов

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.