Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке исполнил «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова в Храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино


  • 27-февраля-2023

    25 февраля 2023 года состоялось уникальное событие! Концертный хор и солисты Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке под руководством профессора Дмитрия Онегина приняли участие в архиерейском всенощном богослужении, исполнив «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова в Храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино.

    Всенощное бдение — православное богослужение, которое совершается накануне воскресных дней (в субботу вечером), а также накануне двунадесятых и некоторых других церковных праздников. На рубеже XIX-XX вв. русские композиторы — Александр Архангельский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов — создали несколько авторских партитур «Всенощного бдения». Большинство из этих работ, в том числе Чайковского и Рахманинова, не так часто исполняется в ходе службы: считается, что это скорее концертная, нежели богослужебная музыка. Поэтому нам представилась редкая возможность услышать это удивительное по своей красоте произведение в Храме Святых равноапостольных Константина и Елены в Митино.

    Произведение по праву считается вершиной русской духовной музыки. Композитор использует подлинные мелодии знаменного, греческого и киевского распевов. Творчески восприняв традиции народной полифонии, массовых сцен из опер М. Мусоргского, церковных песнопений А. Кастальского, С. Рахманинов находит идеальное соотношение между светлыми возвышенными образами и драматическим высказыванием, строгостью формы и свободой в изменчивости музыкальных тем, православным каноном и широтой, гибкостью музыкальной ткани.

    «Всенощное бдение» было написано всего за две недели в начале 1915 года, как реакция композитора на события Первой мировой войны. Тревога за судьбу Родины, чувство патриотизма в то непростое время побудило многих композиторов обратиться к корням русской музыкальной культуры. Посвящено «Всенощное бдение» памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков.

    При сочинении цикла Рахманинов, ориентируясь на стиль знаменного пения, создал свои собственные оригинальные темы. Композитор писал: «В моей Всенощной всё, что подходило под второй случай (собственные оригинальные напевы), осознанно подделывалось под обиход».

    Интонации знаменного распева присутствуют в его более ранних сочинениях, начиная с Первой симфонии, написанной ещё в 1893 –1895 годах, а также в главных темах Второго (1900 г) и Третьего (1909г) фортепианных концертов. Закономерно и то, что в последних тактах своего последнего сочинения — «Симфонических танцев» — Рахманинов цитирует темы из «Всенощной» (а именно окончание песнопения «Благословен еси Господи»).

    Творческие хоровые коллективы нашего института имеют возможность выступать на различных концертных площадках. Нередки и выступления хора в стенах церквей и соборов. Однако, услышать «Всенощное бдение» С.В.  Рахманинова не на концертной сцене со зрителями, овациями, аплодисментами и остальными привычными для музыкантов-исполнителей атрибутами, а в стенах храма – явление особое. Так, при инициативе и участии архиерея Русской православной церкви, Епископа Наро-Фоминского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Северным и Северо-Западным викариатствами города Москвы Парамона состоялось Всенощное богослужение и под сводами храма прозвучала музыка Сергея Рахманинова в исполнении Концертного хора МГИМ имени А. Г. Шнитке под руководством дирижёра, профессора Дмитрия Алексеевича Онегина. Чистейшее звучание сильных, насыщенных тембров, филигранность интонирования, осмысленность каждого извлекаемого звука создали ощущение чего-то неземного, нематериального, чего-то извне приходящего, что коснулось сердца каждого присутствующего и ещё более настроило на молитвенное состояние, когда душа открыта перед Богом и перед самим собой. Части из «Всенощного бдения» Рахманинова были вплетены в службу, чередуясь с основной частью Всенощного богослужения.

    После окончания службы епископ Наро-Фоминский Парамон произнес благодарственную речь с добрыми пожеланиями, адресованными исполнителям и руководителю коллектива Дмитрию Онегину. Отдельная благодарность была выражена ректору МГИМ имени Шнитке, профессору Анне Иосифовне Щербаковой за поддержку талантов и за возможность сотрудничества. В заключение были вручены памятные подарки ректору Анне Иосифовне Щербаковой и дирижеру Дмитрию Алексеевичу Онегину. Все присутствующие спели «Многая лета», тем самым желая исполнителям долгих лет жизни и благополучия. Некоторое время прихожане, наполненные благодарностью, не хотели расходиться, выражая свою радость исполнителям. Подобное выступление стало поистине необычным и ценным опытом не только для Концертного хора МГИМ имени А. Г. Шнитке, но и для слушателей. А исполнение «Всенощного бдения» С. Рахманинова стало настоящим украшением архиерейского богослужения.

     

    Фотографии с мероприятия можно посмотреть по ссылке:

    https://vk.com/album-60900154_289973063

    Студент МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Наципова Елена

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.