Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



ЭПОХА ШНИТКЕ. «Вслушиваясь в тишину…» (авторские сочинения для фортепиано Евгении Петеневой)


  • 02-декабря-2022

    16 ноября 2022 года в МГИМ им. Шнитке прошла творческая встреча с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии,истории, культуры и искусства Евгенией Сергеевной Петеневой. Встреча стала интересным опытом для педагогов и студентов, которые смогли познакомиться с малоизученной сферой современной «музыки тишины». Евгения Сергеевна представила свои произведения с комментариями к каждой пьесе, каждая из которых прозвучала исполнении автора, что особенно ценно. Порядок повествования был хронологический, что позволило представить творческий путь композитора. Евгения Сергеевна отмечала, что главное в этом жанре не форма, гармония и прочие музыкальные средства выразительности, а образ, чувства и состояние, в которое музыка вводит слушателя. И с этим трудно не согласиться, поскольку такую особенность этой музыки отметили многие музыковеды, посетившие встречу. Возможно, это связано с необычным исполнением пьес, которые исполнялись по 4-5 композиций без перерыва, что создавало атмосферу умиротворенности и покоя. Такое явление вполне может быть связано с интересным фактом, о котором говорила Евгения Сергеевна, когда определенный темп, тональность, динамика, погружают слушателей в созерцательное, спокойное состояние. Эта встреча была наполнена увлекательными фактами и красивой легкой для восприятия музыкой, что позволило слушателям открыть для себя что-то новое.

    Интервью с Евгенией Петеневой

    – Евгения Сергеевна, расскажитепочему Вы стали сочинять музыку? Может быть на Вас повлиял какой-то композитор или это влияние какой-то другой значимой личность в Вашей жизни?

    – Помню, что, когда я поступила в музыкальное училище и узнала о классе композиции, то пришла в назначенное время и принесла два романса. Там мне сказали, что все однотипно, а потом началась учеба на теоретическом отделении и композицией я больше не занималась (были сочинения только в учебных целях). А до поступления я танцевала и пела в театральной студии при новосибирском театре «Глобус», где шла подготовка к спектаклю «Мы» с музыкой Григория Гоберника. Думаю, что мелодизм, яркость театральных образов его музыки повлияли на меня. Потом неоднократно работала с юными актерами и студентами театрального института. Занимаясь вокалом с артистами театральной студии, мне предложили подобрать музыку к детскому спектаклю «Лягушонок и море», когда я прочитала сценарий, музыка просто зазвучала, мне оставалось ее записать. Точно не помню, когда появились фортепианные миниатюры, примерно тогда же – в конце 90-х. Потом был десятилетний перерыв, но судьба подарила встречу с человеком, который вернул меня на стезю творчества.

    – А в каких еще жанрах Вы пишите музыку?

    Помимо фортепианной миниатюры, пишу музыку для детей: песни (часть из них издана в виде диска с названием «Будет музыка с тобой!»), мюзикл «Когда без дружбы нельзя…», музыка к спектаклю «Лягушонок и море», отдельная область – авторская песня (лирика), есть переложения моих песен для хора (песня «Мама», диптих «К Зиме» на слова К. Бальмонта), есть несколько романсов.

    – Вы пишите только для фортепиано или для других инструментов тоже? Есть ли у Вас сочинения крупной формы?

    Да, в основном пишу музыку для фортепиано и голоса. По природе я больше тяготею к миниатюрам, крупная форма мне не дается (хотя есть  циклы, например, «Fünf Aquarelle», «День аиста»). Мне нравятся «микропроцессы» в музыке. До сих пор меня удивляет, что одна и та же начальная интонация может дать совершенно разные варианты продолжения или, когда пьесы, написанные мною в разное время, обладают интонационной общностью.

    – Помогают ли Вам знания психологии в достижении нужного художественного образа, если да, то как?

    Думаю, что нет, написание музыки – это интуитивный процесс, путешествие, которое иногда не знаешь, чем может завершиться. Название для сочинений порой также приходит интуитивно, как это произошло с пьесой «Этот хрупкий мир». Написав ее, обнаружила в мелодической линии многократное повторение словосочетания «хрупкий мир». По-видимому, это бессознательные процессы. Но признаю, что интерес к психологии, зародившийся у меня в конце 90-х гг. и характер музыки, и черты моей личности взаимосвязаны.

    – Насколько у Вас получается совмещать композиторскую и преподавательскую деятельность?

    Крайне сложно. По своему существу педагогическая деятельность требует больших ресурсов. Сочинение – хорошей концентрации и умения доводить созданное до исполнения, то есть нужны деловые, коммуникативные качества, терпение. Каждый такой момент, будь то постановка спектакля, концерт, издание песни или альбома на стриминговых платформах – это параллельная жизнь, также требующая больших ресурсов.

    – Какие у вас ближайшие творческие замыслы?

    Вывести в мир созданную музыку, сделать записи песен. В общем – издание во всевозможных вариантах и, конечно, исполнение. Открытие, что моя фортепианная музыка обладает психотерапевтическим эффектом, заставляет искать новые формы взаимодействия со слушателем. Также сейчас нахожусь в поиске сюжета для сценария детского мюзикла.

    – Спасибо Вам за интервью!

     

    Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
    Докучаев Олег
    (кл. преподавателя Якименко Ю.В.)



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.