Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«STRINGS&WOODWINDS», Или необычное в обычном


  • 09-ноября-2022

    Каждому из нас знакомо творчество таких признанных мастеров музыкального искусства, как И.С. Бах и В.А. Моцарт, но МГИМ имени А.Г. Шнитке решил снова удивить своих слушателей и преподнёс им очередной сюрприз. А какой именно вы узнаете в нашей сегодняшней статье.

    31 октября 2022 года в большом зале нашего Института прошёл вечер камерной музыки, центральными фигурами которого стали сочинения И.С. Баха и В.А. Моцарта.

    Название концерта «STRINGS&WOODWINDS» («струнные и деревянные духовые инструменты») говорит нам о том, что именно эти виды музыкальных инструментов по сей день являются основой камерного ансамбля.

       Теперь познакомимся с программой прошедшего концерта, состоявшей из двух отделений: в первом, были исполнены Гольдберг-Вариации BWV 988 И. С. Баха, а во втором – квартеты В. А. Моцарта –Квартет для гобоя и струнных Фа мажор KV370 и Квартет для флейты и струнных Ре мажор KV285.

    Гольдберг-Вариации – одно из интереснейших произведений И.С. Баха, представляющее собой тему и 30(!) разнообразных вариаций. Но в честь кого они названы!? Ответ довольно прост – в честь клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга, служившего у российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, который и заказал у Баха это произведение.

     Отсюда возникает вопрос, а где же клавесин?  Этим вечером вариации были исполнены в переложении для струнного трио, в составе которого были настоящие мастера своего дела: заслуженные артисты России, доценты кафедры струнно-смычкового искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке Антон Кулапов (альт) и Алексей Найдёнов (виолончель), а также заслуженная артистка Республики Татарстан, заведующая кафедрой струнно-смычкового искусства, профессор Елена Рольбина (скрипка).

      Удивительная легкость и виртуозность исполнения музыкантов не дали заскучать слушателям ни на минуту, несмотря на то, что сочинение довольно объёмное и требует сосредоточенного внимания не только от исполнителей, но и от слушателей концерта. Летящие пассажи, струящиеся фигурации в прозрачном голосоведении, возвышенные интонации эпохи барокко – каких только не было разнообразных элементов изобразительности на всём протяжении пьесы! А в звучании струнных вариации как будто получили новую жизнь. Исполнители покорили выстроенным, выверенным звучание всего ансамбля, благодаря чему вариации открылись зрителям с совершенно иных ракурсов.

    Вернёмся к программе вечера, которая уже перешла ко второй части. В ней были представлены, как уже говорилось ранее, два квартета В.А. Моцарта Первым был исполнен Квартет для гобоя и струнных фа мажор. Особенно интересна в данном произведении партия гобоя, который в то время активно совершенствовался в механическом отношении. Во время пребывания в Мюнхене, в 1870 году, Моцарт знакомится с Фридрихом Раммом, виртуозом-гобоистом мюнхенского оркестра. Именно ему композитор и посвятил свой квартет. Партия гобоя в квартете выделяется наиболее ярко. Заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке Владимир Вяткин мастерски передал все нюансы, заложенные композитором, несмотря на то, что партия в этом Квартете одна из сложнейших. Она насыщена виртуозными фрагментами и звучит в максимально высокой для гобоя тесситуре, весьма трудной в исполнении.

      В завершение концерта прозвучал Квартет для флейты и струнных Ре мажор. В нём Моцарт обратился к ещё одному духовому деревянному инструменту – флейте, тембр которой покорил композитора своими возможностями и потенциалом. Именно для флейты Моцарт написал данный Квартет, который был исполнен струнным трио в том же составе, с самого начала вечера радовавшим слушателей своей игрой. Партия флейты изысканно, чисто и выразительно прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов, преподавателя МГИМ им. А. Г. Шнитке Ирины Стачинской. Она покорила слушателей не только безупречным исполнением своей партии, но и ярким образом.

        Подводя итоги, хочется сказать, что такие произведения никогда не потеряют своей актуальности, и каждый раз слушая их, мы можем открыть для себя что-то новое и необычное, взглянуть иначе и увидеть это самое «необычное» в «обычном».

     

    Студент МГИМ имени А.Г. Шнитке
    Любезнов Даниил
    (кл. преподавателя Якименко Ю.В.)



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.