Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение–opus 33»


  • 28-октября-2022

    24 октября 2022 года в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – орus 33», в программах которого обыгрывается число 33. В нем приняли участие Московский симфонический Шнитке-оркестр под управлением заслуженного артиста РФ профессора Игоря Юрьевича Громова, а также солисты – заслуженный артист РФ Алексей Найдёнов и лауреат международных конкурсов Сергей Осокин.  Вела концерт проректор РАМ им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения Дина Константиновна Кирнарская.

    Программа концерта включила произведения, созданные 33-летними композиторами (за исключением композиции С. Губайдулиной, посвященной 33-летнему Иисусу Христу). Главную тему представленной программы можно определить как онтологический контраст. Первым воплощением этого контраста стало сопоставление двух композиций – «Вариаций на тему Чайковского» ор. 35а А. Аренского (1894) и партиты «Семь слов Христа на кресте» для виолончели, баяна и струнных С. Губайдулиной (1982). Несмотря на то, что произведение Аренского относится к жанру in memoria (это переложение Второго квартета, созданного под впечатлением безвременной смерти Петра Ильича), в интерпретации И.Ю. Громова и его коллектива оно прозвучало проникновенно-просветленно, впечатляя тонкими градациями оттенка piano, выразительным интонированием мелодических линий; даже динамичные четные вариации  оказались погруженными в единый лирический поток.

    Если в Вариациях А. Аренского трагизм проявлялся очень сдержанно, то в сочинении С. Губайдулиной он воплощается с предельной полнотой. Композитор трактует сюжет «Семи слов» как трагедию внутреннего состояния умирающего, его агонии. Трагическая коллизия развертывается в бесконечном круговом движении, символизируя беспредельность крестной муки. Три тембра – виолончель, баян и струнный оркестр – становятся участниками священного ритуала. Ведущий инструмент – виолончель – концентрирует в себе личностное начало. В исполнении Алексея Найдёнова трагическая экспрессия насыщает каждый отрезок мелодической линии – от инфернальных нижних регистров до высочайших «флейтовых» флажолетов. Сложнейшая сонорная партия баяна вступает в диалог с высказываниями виолончели: Сергей Осокин как будто создает сверхличную ауру, энергетический поток, пронизывающий композицию партиты. Струнный оркестр олицетворяет образ иррационально-светлый. И.Ю. Громов снова подчеркивает в его звучании лирическую сторону, устанавливая связь с предшествующим сочинением.

    Субъективно-психологическим опусам первой половины концерта противопоставлены более картинные и объективные композиции второй половины – Шестая симфония h-moll ор. 54 Д. Шостаковича (1939) – и Симфоническая сюита С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» ор. 33bis (1924).

    Крупный эпический штрих был задан симфоническим циклом Шостаковича. Широко и мощно прозвучала первая часть – Largo, которую И.Ю. Громов трактовал как целостный трагический монолог; его отсвет сохранился и в скерцо, представшее не столько в фантасмагоричном облике, сколько в жанровом. В результате скерцозная и финальная части сблизились, образуя единую жанровую картину. Свое развитие эта сфера продолжила в прокофьевской сюите, в которой также акцентировались жанровые образы, при этом в них ярко проявилась инфернальность («Игра в карты»). Подчеркнутая в исполнении оркестра И. Ю. Громова демоническая сфера вышла за пределы сказки, продолжая сквозную трагическую линию концерта.

    Публика, в которой преобладали профессиональные музыканты, приняла выступления участников концерта с большим воодушевлением, высоко оценив их художественный и профессиональный уровень. Как отметил в своем вступительном слове руководитель проекта и главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов, данный концерт явился яркой кульминацией фестиваля, представляя наиболее сложную и насыщенную программу из ранее прозвучавших.

    кандидат искусствоведения М. А. Егорова

     

     

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.