Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



В поисках Фауста


  • 31-мая-2022

    Кто такой Фауст? Кто из композиторов обращался к данному герою? Как можно соединить множество различных произведений культуры, разных эпох, стилей и направлений в одной выставке? И при чём здесь чётки, принадлежавшие Альфреду Шнитке? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся таинственного и загадочного героя культуры Фауста, студенты и педагоги МГИМ им. А. Г. Шнитке отправились в Санкт-Петербург.

    Ранним утром 26 мая группа студентов и педагогов МГИМ им. А.Г. Шнитке, во главе с заведующей КФИТКИ, профессором Анной Геннадьевной Алябьевой, отправились в северную столицу нашей страны, в Санкт-Петербург. Там им предстояло побывать в залах Шереметевского дворца на выставке «Пять искушений Иоганна Фауста».

    О чем же эта выставка? Данный масштабный проект входит в программу Международного фестиваля «Дягилев. P.S.» и приоткрывает нам завесу тайны одного из самых противоречивых и загадочных личностей нашей истории и культуры – легендарного немецкого алхимика, предсказателя и философа Иоганна Георга Фауста. Его образ и по сей день тревожит умы писателей, художников и конечно композиторов, которые создают о нем свои сочинения.

    Именно этим и обусловлено название самой выставки. Пять искушений – от пяти композиторов, представленных в залах дворца. Тем самым выстраивается своеобразная дискуссия, между композиторами различных воззрений и различных эпох, диалог со зрителем. Среди них: «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, «Фауст-симфония» Ференца Листа,  «Фауст» Шарля Гуно, «Мефистофель» Арриго Бойто и, конечно, «История доктора Иоганна Фауста»  Альфреда Шнитке.

        Как же создателям выставки удалось организовать и создать столь сложную по своему содержанию экспозицию? За это стоит сказать огромное спасибо организатору и автору идеи, искусствоведу Елене Грумад, которой удалось собрать невероятное количество интересных артефактов. Есть на выставке и экспонаты из Московского и Гамбургского кабинетов А.Г. Шнитке, предоставленные ректором института, доктором педагогических наук, доктором культурологии, профессором Анной Иосифовной Щербаковой.

    Понять весь замысел композиторов и многие интереснейшие аспекты самой выставки помогла Елена Грумад, которая провела кураторскую экскурсию для гостей из Москвы. Эта уникальная возможность была принята с большой благодарностью и надолго останется в сердцах слушателей. Укрепить впечатление удалось и аудиогидом, экскурсию с которым гости прошли ещё раз, услышав произведение каждого из авторов и дополнив впечатления.

    В каждой из комнат помимо музыкальных артефактов были представлены и другие предметы культуры: книги, статуэтки, картины и многое другое, что аллегорически иллюстрировало содержание и идеи композиторов, помогало зрителям понять музыку посредством визуального восприятия.

    В первом зале нас встретили сразу два друга-композитора, у каждого из которых видна своя трактовка образа Фауста. В какой-то степени, у них выстраивается дружеский «спор» за душу героя. Великий французский композитор Гектор Берлиоз в своей опере «Осуждение Фауста», видит в немецком алхимике истинно романтического героя, полного страданий и терзаний, извечных поисков себя. Его душу терзают сомнения и противоречия и нет для него спасения ни на земле, ни на небе.

    Фауст Ференца Листа, представленный «Фауст-Симфонией», показан совсем иначе. Лист не пытается пересказать историю Фауста. Его интересуют не действия, а изображение аффектов, страстей, властвующих над душой Фауста. Так Мефистофель не является нам отдельным персонажем, а представляет зрителю изломанную и мрачную сторону Фаустовской души. А тема Маргариты, наоборот, становится лучом света в симфонии и в кульминационный момент меняет нашего героя к лучшему.

    В следующем зале представлены тоже два композитора, чья задумка в чем-то схожа, но в корне различна – их интересует не столько сам Фауст, сколько другие персонажи известной всем истории. Через оперу Шарля Гуно «Фауст» была показана сложная история любви Фауста и Маргариты, в которой ведущая роль отдана именно женскому образу. Именно трагическая история совсем юной девушки интересует композитора, ее трансформации и в конечном итоге гибель.

    А в опере Арриго Бойто «Мефистофель» все внимание приковано к персонажу, чьим именем и названа опера. В постановке оперы, да и вообще в реализации образа Мефистофеля большую роль сыграл Федор Шаляпин. Он сам создавал себе образ, костюм, и декорации к опере, представленные в экспозиции выставки.

    Предпоследний зал посвящен Альфреду Шнитке, и его кантате «История доктора Иоганна Фауста». Данный герой очень интересовал композитора всю его жизнь и итог, продемонстрированный в кантате, очень сильно отличается от привычного зрителю образа. Фауст Шнитке вовсе не ученый, а человек, ведущий свободный образ жизни, и вступивший в сделку с дьяволом из праздного интереса, что в итоге и губит его. В финале тело «несчастного» Фауста растерзывают под музыку «пошленького» вальса, тем самым демонстрируя торжество зла. Этот зал для нас имел особую ценность, ведь именно в нем представлены экспонаты из нашего музея.

    Тема, затронутая в бессмертном трактате Гёте, отзывается во всех сферах современного искусства, и проблемы, поднятые в нем, актуальны и по сей день. Поэтому последний зал выставки продемонстрировал нам более современные идеи, касающиеся места и роли Фауста в искусстве, виденье творцов XXI века проблематики данного героя и проблем человечества в целом: безразличие, зомбирование масс и многое другое.

     

    Огромное спасибо от всех участников делегации ректору МГИМ имени А.Г.  Шнитке Анне Иосифовне Щербаковой за поддержку!

    Без ее непосредственного участия это уникальное путешествие во времени и пространстве не могло состояться!

     

    Студенты МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Степанникова Полина, Любезнов Даниил

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.