Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



«Голоса симфонического оркестра». Концерт симфонического оркестра и оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке


  • 13-мая-2022

    12 мая в большом концертном зале культурного центра «Меридиан» состоялось выступление симфонического оркестра и оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке под руководством Заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова.

    В первом отделении концерта была исполнена опера «Алеко» Сергея Васильевича Рахманинова. В приветственном слове Игорь Юрьевич упомянул, что данная опера была выбрана не случайно: в будущем 2023 году исполнится 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Однако удивительным образом постановка совпала со 130-летием со дня первой премьеры оперы, состоявшейся 27 апреля (9 мая) 1892 года, что уже в 2022 году придало ей особенную значимость.

    Сценическое решение спектакля представил оперный режиссер, кандидат искусствоведения Михаил Анестратенко. В первую очередь хочется отметить вокальные особенности исполнения, особый драматизм и выразительность. Вероятно, в них проявилось влияние школы вокального искусства Ф.И. Шаляпина, которая глубоко изучена режиссером спектакля.

    В этой постановке были обновлены многие драматические моменты оперы. Появились новые хореографические номера, рисующие зрителям свободолюбивый и дикий цыганский нрав. Хочется отметить мастерство оперной труппы, их артистизм, слаженность и отточенность движений, без которых сложно представить атмосферу цыганского табора.

    Важной составляющей действия, безусловно, стал и оркестр, рисующий зрителю как образы отдельных персонажей, подчеркивая личностные характеристики, так и иллюстрируя различные картины повествования: дикие цыганские танцы, историю старого цыгана, наступающий рассвет, сцену убийства и многое другое.

    Конечно, хочется отметить главных героев оперного действия. Алеко в данной постановке (Елисей Лаптев) очень красочно передал переживания отвергнутого, но все еще любящего человека. Подлинным драматизмом наполнена «сцена у люльки», где Алеко сначала слышал слова о предательстве и издевательства от Земфиры, а затем исполнил полную трагизма арию о тех временах, когда он был ею любим. После чего, склонившись над люлькой, Алеко скорбно подмечает: «Земфира охладела». Переполненный болью и тоской, он в полубезумном состоянии покидает сцену, чтобы затем вернуться и совершить страшное преступление.

    Солистка ярко показала двойственную и противоречивую натуру молодой цыганки Земфиры (Валерия Куприянова). Молодой цыган (Никита Шаров) нежно влюбленный в Земфиру,  поэтому в финальной сцене он без раздумий кинулся отразить удар ревнивого мужа — увы, ценой своей жизни.

    Отец молодой цыганки (Адам Калмыков), в далёком прошлом потерявший любимую женщину, а теперь и дочь, пережил предательство иначе, чем Алеко. Благодаря уникальной одаренности и артистизму, образ старика-цыгана не оставил сомнений в подлинности отчаяния и скорби.

    Во втором отделении концерта прозвучали симфонические произведения: «Концерт для двух скрипок с оркестром» И.С. Баха, «Концертштюк № 2 для двух кларнетов с оркестром» Ф. Мендельсона и «Адажио и вариации для виолончели с оркестром» О. Респиги. Последним номером коллектив исполнил «Болеро» М. Равеля. Таким образом, отобразилась концепция названия концерта: «Голоса симфонического оркестра».

    «Концерт для двух скрипок с оркестром» И.С. Баха прозвучал как превосходная иллюстрация барочного стиля. Солисты Мария Постевая и Григорий Шавельзон сочетались не в диалоге, а в дуализме выражения одной музыкальной мысли, которая неразрывно связана единым тембром у двух исполнителей.

    Превосходный дуэт солистов Ильи Лолейта и Александра Асеева исполнивший «Концерштюк №2 для двух кларнетов с оркестром» Ф. Мендельсона, оставил самые приятные впечатления. В непрерывной симметрии изложения музыкального материала то и дело звучали новые и новые высказывания. Солисты продемонстрировали блестящую технику игры на кларнете.

    В «Адажио и вариациях для виолончели с оркестром» О. Респиги музыканты выразили утонченную красоту романтического стиля. Сольная партия прозвучала в исполнении Всеволода Гузова. Виолончель, словно наделенная «скрипичным» тембром, в высоком регистре звучала с удивительной легкостью и прозрачностью. 

    Знаменитое «Болеро» М. Равеля, исполненное в завершение концерта, оказало на публику необыкновенно воодушевляющий эффект. Благодаря авторскому прочтению дирижера Игоря Громова в звучании оркестровой палитры появлялись новые тембровые краски, которые в своем единстве создали безупречно цельную композицию.

    Таким же образом можно оценить драматургию всего концерта, в котором вновь и вновь возникающие солирующие голоса переплелись в эмоционально насыщенной игре, восхитительной по силе выражения.

    студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке
    Полина Чернэ, Полина Степанникова

    (класс профессора Алябьевой А.Г.,
     преподавателя Якименко Ю.В.)

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.