Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Любовь. Весна. Оперная студия МГИМ имени А.Г. Шнитке


  • 16-марта-2022

    Весна – время любви, самого прекрасного, волшебного и многогранного чувства. Оперная студия МГИМ имени А.Г. Шнитке подготовила слушателям замечательный музыкальный сюрприз.

    9 марта в Концертном зале МГИМ имени А.Г. Шнитке и 11 марта  в Культурном центре «Вдохновение» прошли постановки опер В.А. Моцарта, полные неожиданных поворотов сюжета, интриг, предательств, чистой искренней любви и, конечно же, тонкого юмора, актуального и в наши дни. Оперная студия МГИМ имени А.Г. Шнитке (музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик – заслуженный артист России, профессор Игорь Громов; режиссёр-постановщик – Михаил Анестратенко) представила зрителям различные сцены из опер великого венского композитора под общим названием «Моцарт. Оперные инсталляции».

    Лейттемой оперных инсталляций стала любовь. За музыкальную составляющую вечера отвечали молодые и талантливые солисты Оперной студии МГИМ им. А. Г. Шнитке и оркестр под руководством профессора, заслуженного артиста России Игоря Громова. Программа вечера была поделена на три части, в каждой из которых представлены фрагменты со сценами из опер «Так поступают все женщины» («Così fan tutte»), «Дон Жуан» («Don Giovanni») и «Свадьба Фигаро» («Le Nozze di Figaro»).

    В новой постановке Михаил Анестратенко сделал выбор в пользу современной трактовки, а не исторической: можно было наблюдать привычные для XXI века костюмы, минимализм декораций и акцент на психологическое взаимодействие характеров на сцене.

    В рамках одного представления постановщикам удалось передать общий комический характер номеров, несмотря на яркую индивидуальность каждой оперы. Студенты кафедры вокального искусства и оперной подготовки вжились в роли своих персонажей и были очень естественны.

    Вечер начался с фрагмента оперы «Так поступают все женщины». Центром конфликта стал коварный Дон Альфонсо, партию которого с успехом исполнил Адам Калмыков. В ходе сцены его герой пытался доказать своим без памяти влюблённым друзьям Гульельмо (Михаил Михайлов) и Феррандо (Павел Смирнов), что нельзя верить женщине и «растрачивать надежды на её сердце». Это поучительная история о любви, доверии, дружбе и предательстве, где двое друзей усомнились в верности своих подруг, за что и поплатились.

    Следующей частью мозаики стал фрагмент из оперы «Дон Жуан». История поведала зрителям о похождениях молодого дворянина Дон Жуана.  Солисты Оперной студии, с мастерством вжились в образы своих героев и со всей полнотой раскрыли сюжетную линию фрагмента оперы, в котором Церлина (София Джавадян) пыталась успокоить своего жениха Мазетто (Елисей Лаптев) и доказать, что ухаживания Дон Жуана (Анатолий Плешко) не повод для волнений и переживаний. Но трагедия была неизбежна. Появившиеся на сцене в масках Донна Эльвира (Мария Кравченко), Дон Оттавио (Янис Шкляев) и Донна Анна (Ангелина Покровская) взывают к небесам, дабы они помогли покарать главного злодея за его грехи.

    Кульминацией вечера стала постановка фрагмента, пожалуй, самой известной оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Вокальное мастерство исполнителей было по достоинству оценено слушателями, о чем свидетельствовали оглушительные овации. Зрители смогли посочувствовать Сюзанне (Диляра Калимуллина), за любовь которой боролись Фигаро (Анатолий Плешко) и граф Альмавива (Владимир Болтенко). Обстановка в сцене была достаточно накалившейся и держала в напряжении до последнего момента: графиня Розина (Валерия Куприянова) по плану Фигаро должна была переодеть влюблённого в неё Керубино (Маргарита Глазунова) в платье Сюзанны для встречи с графом, который увлёкся служанкой. Но всё пошло не плану героев и Фигаро пришлось проявить недюжинную смекалку, чтобы разрешить неожиданный конфликт. В течение этой сцены герои успели и продирижировать оркестром, и спрыгнуть со сцены, и спрятаться за минималистичными декорациями. Солисты и оркестр с особым трепетом и любовью отнеслись к исполнению этой оперы, благодаря чему у них получилось удивительное творческое единение.

    В завершение хочется поблагодарить всех, кто был причастен к этим замечательным представлениям, за этот волшебный музыкальный весенний сюрприз, который нам преподнесла Оперная студия МГИМ им А. Г. Шнитке.

    Студенты МГИМ имени А. Г. Шнитке

    Терентьева Ксения, Любезнов Даниил, Мазепа Татьяна

    (класс преподавателей Параниной И.А., Якименко Ю.В.)

     

     

    Интервью с режиссёром-постановщиком
    Михаилом Анестратенко

    – Какие принципы сценического мастерства являются для Вас ключевыми в оперном искусстве и как они повлияли на постановку?

    – Для меня основным принципом сценического мастерства в музыкально-театральном искусстве является реализм во всех его проявлениях. От ощущения «сценической правды» самим актером-певцом, до эффекта «сопричастности» к происходящему на сцене. Это достигается путем обращения к теоретическому наследию Ф.И. Шаляпина, имеющему яркую синтетическую (от слова «синтез») природу. На основе его метода работы над системой «партия-роль-образ», можно «сочинить» не только внешний и внутренний облик какого-либо конкретного персонажа в опоре на музыкальную и текстовую драматургию оперы, но и продумать всю концепцию спектакля в целом. Также большое практическое значение для меня представляет метод действенного анализа, озвученный еще М.О. Кнебель, обращение к которому в рамках творческого процесса по созданию целостного сценического действа, на мой взгляд, является необходимым для поддержания интереса у артиста и публики. От восприятия «события», как ключевого элемента развития сюжета всеми участниками спектакля в опоре на предлагаемые обстоятельства (в т.ч. музыкальные) зависит успех Действия или даже целого Акта. Из цепочки таких «событий» имеющих особое смысловое значение, строится любая постановка. Не обязательно «событие» скрыто в драматическом тексте, оно может быть зашифровано композитором в музыке. Задача режиссера в этом плане сводится к тому, чтобы верно выстроить этот «базис». Этому обучил меня мой мастер по режиссуре музыкального театра - доктор искусствоведения, профессор Н.И. Кузнецов. Он имел возможность обучаться и у М.О. Кнебель и у Б.А. Покровского и адаптировать их методы работы для нужд музыкального театра. Считаю, что мне несказанно повезло перенять квинтессенцию этих знаний и применять их в творческой практике.

    – Какие интерпретации оперных сюжетов Вам наиболее близки – современные или исторические?

    – Мой ответ на данный вопрос будет опираться на предыдущие высказывания. Если «событийный ряд» всеми участниками сценической постановки (включая режиссера, дирижера, оперного артиста, художника сценографа, художника по свету, концертмейстера и др.) определен верно и интерпретируется в рамках репетиционного процесса сообща, то нет особой разницы, в каком визуальном стиле осуществлен сам спектакль. Другое дело, что средствами выразительности такого художественного направления как, например, авангард или конструктивизм невероятно сложно передать внутреннюю действенную линию роли каждого персонажа. Ведь, как говорил Ф.И. Шаляпин в книге «Маска и душа»: «...художественный образ хорош в той мере, в которой он убеждает публику». Данное высказывание значит, что мало того, что человек-творец (художник, режиссер, дирижер, оперный артист, музыкант и т.д.) понимает суть своей творческой работы, необходимо, чтобы его труд был понятен зрителю. Иначе это будет сценическая демонстрация профессионального публичного одиночества. (смеётся)

    –  Подскажите, пожалуйста, какие идеи Вы вкладывали в данную постановку?

    – Хотелось создать «галерею» из убедительных художественных образов, понятных публике, в опоре на иллюстративные лейтмотивы музыки В.А. Моцарта, ярко характеризующие каждого персонажа из его опер. Важно было собрать определенные комедийные приемы-символы комедии «Dell' Arte», воплотив их в музыкально-театральной постановке и ознакомить студентов с данными приемами-символами в рамках репетиционного процесса и реализовать их в сценической практике.

    – У Вас было индивидуальное представление об интерпретации трилогии Моцарта, или оно сложилось в процессе работы с Оперной студией МГИМ имени А. Г. Шнитке?

    – Творческих задач было довольно много. Необходимо было связать воедино все действо целиком палитрой из схожих эмоций, которые испытывают ключевые персонажи разнохарактерных оперных произведений. Благодаря этой идее была применена легкая стилистика театра «Dell' Arte». Конечно, что-то в процессе работы удалось вынести на сцену довольно удачно, однако, над некоторыми фрагментами еще предстоит поработать, чтобы придать им более завершенный вид. В любом случае, спектакль сформировался и обрел собственную жизнь и определенный характер, который почувствовала публика. Это значит, что кое-какие «ключи» всеми участниками оперной студии включая меня и художественного руководителя – Громова Игоря Юрьевича, были подобраны верно. От профессиональной и эмоциональной поддержки дирижера, особенно в процессе спектакля зависит несказанно много. Да и для самих ребят это большая творческая победа и новый уверенный шаг на пути к профессиональной карьере.

    Студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке

    Терентьева Ксения

    (класс преподавателя Якименко Ю.В.)

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.