Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора. 14 апреля 2022 года


  • 19-апреля-2022

    14 апреля в концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся второй концерт из серии «Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора» – совместного проекта Гнесинской академии и МГИМ им. А. Г.  Шнитке. В концерте приняли участие оркестр МГИМ им. А. Г. Шнитке под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова, лауреат Всероссийских и международных конкурсов старший преподаватель кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Николай Медведев, а также студентка - лауреат Всероссийских и международных конкурсов Анна Валеева (класс заслуженной артистки РФ доцента Татьяны Левитиной).

    Открывая концерт, с приветственным словом выступила декан фортепианного факультета РАМ им. Гнесиных заслуженная артистка РФ доцент Татьяна Левитина. Она еще раз подчеркнула значимость не только творческих контактов двух учебных заведений, но и совместной работы над произведением исполнителей-студентов и уже состоявшихся музыкантов. Непосредственное сопоставление трактовок может и выглядит рискованно, но зато оказывается предельно наглядным для исполнителя-студента и для публики, в которой большую часть составляют учащиеся: в результате открывающиеся перспективы приобретают особую отчетливость.

    Программа концерта представила публике два рахманиновских шедевра: Третий фортепианный концерт d-moll ор. 30 и Симфонические танцы ор. 45. Оба произведения являются кульминациями на своих жанровых линиях, но полярно противоположными по своему смыслу.

    Третий фортепианный концерт - это абсолютная вершина в развитии жанра фортепианного концерта не только в творчестве С. В. Рахманинова, но и в первой половине ХХ века в целом. Его жизнеутверждающее содержание развертывается до вселенских, универсальных пределов, охватывая разные уровни бытия.  Широкий эпический план выражен в концерте через коллективные жанры, связанные со знаменным распевом, гимном, колокольным звоном; к ним присоединяются действенные образы, претворенные через маршевость и танцевальность, Эпико-драматическая сфера взаимодействует в композиции с лирической, раскрывающей богатую гамму состояний – от сдержанно-сосредоточенных, созерцательно-медитативных до мечтательных и экстатически восторженных. Особую трактовку получает звучание фортепиано, которое не только воплощает в концерте субъективно-индивидуальное начало, но и становится высшим выражением всеобщего, выступая в кульминациях как «сверхоркестр». Исключительная многоплановость содержания обусловила особенности драматургии произведения, в которой фрагментарность, цикличность сочетаются с целеустремленным развитием, подчеркнутым сквозными тематическими и интонационными процессами.

    Как и в прошлом вечере проекта -  29 марта, цикл концерта был распределен между двумя исполнителями – студентом и концертирующим преподавателем. Первую часть очень энергично, целеустремленно сыграла Анна Валеева. Вторая и третья части в интерпретации Николая Медведева стали настоящим событием.  Ему удалось представить драматургию произведения в виде грандиозного циклического процесса со своими подъемами и спадами, прорывами и остановками, охватом крупного плана и тонкой нюансировкой. Фортепианная партия превратилась у пианиста в мощный поток энергии, подчиняющий себе все композиционные стадии, достигающий своей абсолютной вершины в коде финала. В этот поток органично включился и оркестр, образуя с фортепиано выразительный диалог.

     «Симфонические танцы» завершают творческий путь композитора. Созданное в 1940 году, когда уже шла Вторая мировая война и над нашей Родиной нависла угроза фашистского нашествия, сочинение отмечено трагедийной глубиной своей историко-философской концепции. Катастрофические обстоятельства определили острую конфликтность драматургии симфонического цикла, определяющую роль в нем трагической образной сферы, представленной в широком спектре воплощений. Масштабность концепции отразилась на жанровом облике произведения: маршевые ритмы первой части, «грустный вальс» - во второй, плясовые мотивы в третьей – создают обилие ассоциаций, музыкальных и символико-философских. Этому отвечали первоначальные подзаголовки частей – «День», «Сумерки», «Полночь», как и в ранее сочиненной поэме «Колокола», обозначающие этапы человеческой жизни.

    Интерпретация столь многоплановой композиции с неоднозначным содержанием, с исключительно сложной – «полифонической» - драматургией ставит перед исполнителями задачи поистине космического масштаба.  Решая их, оркестр под управлением Игоря Громова четко выделил основные стадии развития, выстраивая диалог струнных и духовых тембров, акцентируя линию фрагментов-вторжений. Именно в них образы обретают определенность, конкретность, выступая как силы зла, что придало исполнительскому решению яркий драматический характер.

    Публика высоко оценила мастерство исполнителей, наградив их горячими аплодисментами, переходящими в овации. Вообще на концертах этого проекта возникает удивительно вдохновенная атмосфера – может быть, потому что среди слушателей много творческой молодежи. Представляется особенно ценным, что в это трудное время наши мастера находят в себе силы для ярких творческих свершений, даря нам возможность верить в светлое будущее.

    кандидат искусствоведения, доцент МГИМ им. А. Г. Шнитке

     Егорова М. А.

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.