11 апреля Академический хор МГИМ имени А.Г. Шнитке под управлением профессора Дмитрия Алексеевича Онегина выступил с большим концертом духовной музыки.
В первую очередь обращает внимание слушателей оригинальность выстроенной программы, в которой были заявлены сочинения, в частности, Виталия Семеновича Ходоша и композиторов новой московской школы. Сочинения, объединенные духовной тематикой, приятно удивили и заинтересовали публику своей новизной. Выбрав такую программу, Д. А. Онегин взял на себя просветительскую миссию, что имело особенное значение для студентов.
В первом отделении была исполнена кантата В. С. Ходоша для чтеца и смешанного хора a cappella «По прочтении “Архиерея” А.П. Чехова».
Виталий Семенович Ходош (1945-2016) — композитор, хорошо известный как автор сочинений для хора. Круг жанров в этой области его творчества весьма велик: от миниатюр до камерной оперы. Особенное место занимают сочинения, объединенные именем А. П. Чехова. В музыке кантаты, исполненной в этот вечер, композитор не использовал ни строчки оригинального текста рассказа: программа состояла в основном из текстов церковного обихода, а также поэзии А.С. Пушкина и Б.Л. Пастернака. Данное творческое решение, как и название сочинения, естественным образом ассоциируют его с кантатой «По прочтении псалма» С.И. Танеева. Кроме того, в нем нашел своеобразное проявление неоклассицизм авторского стиля, который вышел за пределы музыкальной стилистики и преобразил концепцию жанра кантаты. Примечательно, что партия чтеца первоначально не входила в авторский замысел, и была добавлена позднее, в концертной практике.
Студенческий хор превосходно справился со своей задачей, придавая чтению особенную эмоциональную окраску и, согласно композиторскому замыслу, то сопровождая прозаический текст в основной массе, то выдвигая солистов, а в отдельных эпизодах — чтецов, выступивших в роли слуги и матери архиерея. Проникновенность, стройность хорового пения в этот вечер многократно обратили на себя внимание публики (соло баса Владимир Фомин). Особенно яркое впечатление произвела кульминация кантаты, в которой чтец объявил о кончине архиерея, оглашаемый громогласным пением хора пасхального песнопения. В роли чтеца выступил Михаил Михайлов — студент МГИМ имени А.Г. Шнитке. Выразительность его художественного слова не оставила сомнений в его артистизме.
Во втором отделении были исполнены духовные сочинения следующих композиторов: Александра Тихоновича Гречанинова, Виктора Сергеевича Калинникова, Сергея Васильевича Рахманинова, Павла Григорьевича Чеснокова, Анатолия Михайловича Архангельского, Николая Семеновича Голованова и Константина Николаевича Шведова. Неизгладимое эмоциональное впечатление произвело исполнение «Херувимской песни» П.Г. Чеснокова. В завершение концерта прекрасно прозвучало сочинение «В память вечную» современного композитора Владимира Михайловича Файнера.
Сложность программы и соответствующий ей уровень исполнения оставили поразительные впечатления. Благодаря усилиям дирижера, хор показал значительные выразительные возможности. Также Дмитрий Алексеевич Онегин самостоятельно объявлял и давал комментарий к каждому номеру, представив слушателям краткий обзор творчества композиторов новой московской школы.
Концерт подарил слушателям не только особенный духовный опыт, но и веру — в грядущую Пасху, весну, обновление жизни и возможность духовного умиротворения. При мысли об этом, как в обобщение сказанного, вновь вспоминаются строки рассказа «Архиерей» А.П. Чехова:
«Был апрель в начале, и после теплого весеннего дня стало прохладно, слегка подморозило, и в мягком холодном воздухе чувствовалось дыхание весны <…> И все молчали, задумавшись, всё было кругом приветливо, молодо, так близко, всё — и деревья и небо, и даже луна, и хотелось думать, что так будет всегда».
Чернэ Полина, 4 курс
(класс профессора Алябьевой А.Г.)
11.04.2022