Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



Новые художественные открытия Московского камерного Шнитке-оркестра (выступление оркестра в фестивале «Московская осень»–2017)


  • 28-ноября-2017

    25 ноября в рамках XXXIX Международного фестиваля современной музыки «Московская осень» Московский камерный Шнитке-оркестр представил музыкальные премьеры совместно с российскими и зарубежными солистами.

    За несколько дней до концерта художественный руководитель коллектива, Заслуженным артист РФ, профессор Игорь Юрьевич Громов отметил значимость этого события для оркестра, а также поделился впечатлениями от новых сочинений:

    «Имя Альфреда Гарриевича Шнитке, выдающегося композитора второй половины XX века, которое носит наш институт музыки, предполагает участие в таком значимом для современного отечественного музыкального процесса мероприятии, как фестиваль музыки “Московская осень”. Оркестр сейчас в хорошей форме, активно идут репетиции, в том числе и с солистами. Всегда большим событием представляются новые произведения Владимира Ильича Рубина. Настоящий шедевр мирового уровня — это его оратория “Вечерние песни”, которую я давно мечтаю исполнить. С Владимиром Ильичом мы дружим уже много лет. Я исполнял много его сочинений, в том числе и на “Московской осени”. В 2015 году композитор специально для нашего оркестра написал кантату “Свет незакатный”, которую мы исполнили на фестивале с хором “Весна”. В этом году мы представим с солистами его новое сочинение “Когда для смертного умолкнет шумный день…”. Это музыкально-поэтический разговор мудрейшего человека с прошлым и будущим. Как всегда, Владимир Ильич использовал замечательные стихи, музыка его невероятно содержательна и серьезна. Это очень неспешное произведение, в котором много раздумий и пауз, поэтому не столько в техническом, сколько в музыкальном смысле оно очень трудно для исполнения».

    К счастью, опасения дирижера не оправдались: исполнение оказалось на высоте поставленной сложной художественной задачи. Новое сочинение Народного артиста России Владимира Рубина, чье имя уже многие десятилетия стоит в ряду с великими советскими и российскими композиторами, завершало музыкальный вечер. Наряду с Московским камерным Шнитке-оркестром под управлением Игоря Громова в исполнении приняли участие Заслуженная артистка РФ Татьяна Куинджи (сопрано) и лауреат международного конкурса Артём Борисенко (бас). «Когда для смертного умолкнет шумный день… (сокровенный разговор на сон грядущий)» — монументальное и одновременно камерное произведение синтетического жанра, которое сочетает черты вокального цикла и симфонии. 

    По установившейся традиции, композитор использовал собственное либретто, включив в него стихотворения авторов разных стран и эпох: Г. Державина, А. Пушкина, У. Шекспира, Т. Мура, А. Ахматовой, М. Петровых, О. Мандельштама и А. Солженицына. Центральными образами сочинения являются Мария и Поэт. Завораживающий музыкальный лейтмотив, пронизывающий все девять частей произведения, создал возвышенный образ, увлекающий слушателей за собой.

    Исполнительница роли Марии Татьяна Куинджи признается: «У меня особое отношение к этой музыке и к этому композитору. Это мэтр уже совершенно ушедшей эпохи, атмосферу которой мы можем ощутить только благодаря его личности. Современник Шостаковича, Свиридова, он был и остается классиком советской эпохи. Поэтому я очень ценю то, что Владимир Ильич разрешает именно мне исполнять его произведения, петь его премьеры. Это доверие является на сегодняшний день большой честью. Великое счастье, что я исполняю премьеры такого маститого композитора».

    В концерте на сцене Московского Дома композиторов также прозвучали сочинения Игоря Рехина, Веры Зайцевой, Дмитрия Бородаева. Под чутким руководством дирижера Андрея Рубцова Шнитке-оркестр исполнил завораживающее Адажио и яркое Скерцо Игоря Рехина. «Как бы ни привлекала музыка эпох классицизма и романтизма, я считаю, что исполнение современных сочинений чрезвычайно полезно для ума. Я впервые принимаю участие в фестивале “Московская осень” как дирижер, и это очень интересный опыт», — полагает дирижер Андрей Рубцов.

    Концерт для гобоя и струнного оркестра Веры Зайцевой запомнился проникновенной партией гобоя, которую исполнил лауреат восьми международных конкурсов Владимир Вяткин. Своеобразное «китайское интермеццо» в программе концерта составила Фантазия на китайские темы для гучжэна с оркестром Дмитрия Бородаева (солистка Сюэ Цзин, КНР).

    Вот что сказал Дмитрий Бородаев о замысле своего нового сочинения: «В ноябре этого года в Шанхае проходил большой Международный фестиваль “Слушай Китай”. Суть его заключалась в том, что композиторы из разных стран должны были написать произведение для китайского национального инструмента, такого, как гучжэн, пипа или эрху на китайскую народную мелодию. Свое сочинение под названием “Лодка дракона” я представляю на “Московской осени”. Партию пипы, для которой было создано сочинение, пришлось переработать для инструмента гучжэн, так как в России я не нашел исполнителя на этом китайском инструменте. Гучжэн не такой виртуозный, как пипа, но за счет большого количества струн, на нем можно исполнять очень красивые арпеджио. Китайская культура невероятно интересна, я был в Китае первый раз и остался под большим впечатлением».

    Теплое отношение публики к артистам и внимание, прикованное к новым сочинениям российских композиторов, создали в зале Дома композиторов торжественную, праздничную атмосферу. Окончание каждого номера сопровождали бурные аплодисменты в адрес композиторов и исполнителей. Реакция слушателей доказывает, что воспринимать современные сочинения не так уже и трудно, как принято считать: всё дело в музыке и в ее исполнении…

    Студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке Наталья Поддубняк, Анастасия Волкова

    (класс профессора, доктора искусствоведения Е.М. Шабшаевич)

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.