Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



В ОЖИДАНИИ «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОДАРКОВ». К юбилею профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева


  • 02-ноября-2017

    В ОЖИДАНИИ «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОДАРКОВ»

    К юбилею профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева (интервью с юбиляром)

     

    В холле ДМШ имени В. В. Андреева стоял сильный шум, изредка прерываемый ударами по струнам нескольких балалаек. Людей было очень много: преподаватели, их ученики – все спешили воспользоваться уникальной возможностью – послушать авторский курс выдающегося исполнителя, Лауреата Всероссийского и Международного конкурсов, Заслуженного артиста РФ, Заслуженного деятеля искусств РФ, кавалера ордена Дружбы народов, профессора Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Владимира Борисовича Болдырева.

    — Владимир Борисович, 5 ноября у Вас будет юбилей. За все эти годы, Вами была проделана колоссальная работа. Вы и лауреат всевозможных конкурсов, и Заслуженный артист РФ, и Заслуженный деятель искусств, профессор, педагог. Нам интересно, как Вы к этому пришли? С чего Вы начинали?

    — Не могу сказать, что я очень любил музыку, что у меня к ней была невозможная тяга... Нет, ничего этого не было, было значительно проще. Я сам из Воронежа. В соседнем доме жил преподаватель Воронежского музыкального училища по народным инструментам Василий Фёдорович Зубченко. И вот они с моим отцом виделись, ходили на рыбалку, и Василий Фёдорович как-то обратил внимание на мои руки да сказал отцу, что Володе впору балалаечником быть. В 10 лет меня отдали в Воронежское музыкальное училище в сектор педагогической практики. Там моим первым учителем был Максим Андреевич Бородин. Он был студентом 4 курса училища и солистом Воронежского хора. Я у него учился. И после окончания училища он перешёл работать в музыкальную школу, и я ушёл за ним. Стало быть, в 1958 году я пошёл в музыкальную школу № 1 Левобережного района, где учился у Максима Андреевича. И того я проучился у него шесть лет.  Закончив школу, я в 1963 году поступил в училище к В. Ф. Зубченко. Училище закончил экстерном за три года. В 1966 году поступил в ГМПИ имени Гнесиных  —  ныне это Российская академия музыки имени Гнесиных, в класс к Павлу Ивановичу Нечепоренко.  После окончания института я три года учился в ассистентуре-стажировке  также у Нечепоренко. Трудовая деятельность официально по трудовой книжке началась в 1968 году. Когда я был студентом третьего курса института, меня пригласили работать в Музыкальном училище Гнесиных. Там у меня и началась трудовая деятельность. После окончания института в 1971 году я был направлен по распределению в Московский государственный институт культуры, где проработал три года, а с 1975 года стал работать солистом Московской государственной областной филармонии, проработав там до 2002 года. С 2002 года я стал работать в Московском государственном институте имени А.Г. Шнитке как основной работник, хотя в Шнитке я работаю где-то с 1984 года по совместительству. Параллельно с концертной деятельностью я всё время занимался педагогической. С 1971 года и до сих пор я работаю в академии имени Гнесиных преподавателем. С 1984 года работаю в училище Октябрьской революции, которое теперь называется МГИМ имени А.Г. Шнитке. Работал в музыкальных школах имени В.В.Андреева и В.В.Стасова. Педагогическая работа сопровождала меня всю жизнь.

    — Как развивалась Ваша концертная деятельность?

    — Поскольку я солист Московской областной филармонии, лауреат нескольких конкурсов, я получил право сольного концерта. Много ездил по стране, выступал за границей. Первый раз я поехал за границу, в Италию, ещё в Воронеже, в музыкальном училище. В 66 году был в Японию, в 67 году – Египет, в 69 году – в ГДР; был в Америке, Норвегии, Финляндии, в Болгарии два раза, в Монголии. За границей были не сольные концерты, а номера. Часто выступал на различных фестивалях. В ту пору существовал  Росконцерт и Союзконцерт. По линии Росконцерта я ездил по России с сольными программами, а по республикам, таким как Прибалтика, Украина, Белоруссия,   Грузия, Армения не ездил. Поэтому я записался на приём к председателю Союзконцерта и долго с ней беседовал, после чего меня включили в план Союзконцерта.

    — А как Вас встречали за границей?

    — Лучше, чем за границей, исполнителей на балалайке не встречают нигде. Не зря говорят, что балалайка - это символ России, ведь инструмент не имеет аналогов в мире! Приведу пример: когда японцы придумали синтезатор, они туда «вбили» все тембры. И единственный тембр, которые они не смогли создать искусственным путём — это балалайка. Была мандолина, аккордеон, гобой, фагот, даже вокал был, а балалайки не было. Это мне в Японии рассказывали. Они говорили, что можно было записать звучание и так «вбить» в синтезатор, а искусственным путём создать тембр не удавалось.

    — А в каких конкурсах Вы участвовали?

     — Первый раз я участвовал в IV Всероссийском конкурсе артистов эстрады 1964 года, когда был студентом второго курса Воронежского училища. Это первое моё участие в профессиональном конкурсе. Среди балалаечников там участвовали будущий Народный артист Анатолий Васильевич Тихонов, который получил вторую премию; будущий Заслуженный артист Республики Олег Николаевич Глухов. Диплом получил Валерий Минеев, кстати, Минеев и Тихонов – выпускники училища Октябрьской революции. И я, молодой парень из Воронежа получил грамоту за участие и поощрительную премию. В 1968 году я участвовал в международном конкурсе на Девятом Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Там участвовал Саша Цыганков, я и Слава Семёнов. И самый главный мой конкурс -  Первый Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, 1972 год, город Москва - первая премия среди балалаечников. После этого конкурса я получил очень приличную концертную ставку (Первая ставка у меня была в Воронеже, когда я играл в лектории.) В 1972 году мне дали право выступления с сольными концертами.  После этого конкурса у меня пошла плодотворная концертная жизнь.

    — В некоторых источниках говорится, что Вы являетесь основоположником уникальной школы игры для балалаечников...

    — Вовсе нет! Я не могу быть основоположником, ведь до меня были замечательные балалаечники, которые играли и преподавали, такие как Борис Сергеевич Трояновский, Николай Петрович Осипов, Павел Иванович Нечепоренко, который по праву считается основателем современной школы игры на балалайке. Я просто скромненько продолжаю их дело. Другое дело, что я, может, первый преподаватель в педагогической сфере, который работал во всех трёх звеньях: и в школе, и в училище, и в Вузе. Я считаю, что нужно учить ребят так, чтобы они сами стремились к знаниям, постоянно анализировали и занимались самообразованием. Я всегда говорю — никто тебя не научит, если ты сам себя не захочешь научить. Мне нравится, когда студенты спрашивают: «Ну как я сыграл?» Я отвечаю: «А чего же ты меня спрашиваешь? Ты же лучше меня знаешь, как ты сыграл. Вот ты мне и расскажи». И он начинает такое про себя говорить, и всё по делу. Это высший пилотаж, и так и должно быть, как мне кажется.

    — А что Вас связывает с Нижегородской консерваторией?

    — Поскольку я был гастролирующим музыкантом, у меня по всей России появились друзья. Конечно, они были и в Нижегородской консерватории.  Там была кафедра народных инструментов, но класса балалайки не было. Руководство консерватории хотело, чтобы на кафедре народных инструментов был также и класс балалайки. Поэтому они искали, кого бы пригласить туда работать. И вот нашли молодого человека с Украины, кажется из Донецка, Сергея Малыхина, который после окончания института  приехал в Нижний Новгород. Для того, чтобы работать в консерватории, ему нужно было иметь образование уровня ассистентуры-стажировки. И он поступил в консерваторию  на ассистента-стажера, а меня пригласили быть его преподавателем. Так что, я три года работал  как преподаватель в Нижегородской консерватории. Малыхин у меня закончил и впоследствии стал доцентом, а сейчас он профессор Нижегородской консерватории. Благодаря этому шагу нижегородцев исполнительство на балалайке по всему волжскому региону очень сильно скакнуло вперёд.  В этом большая заслуга С.П. Малыхина, моего ученика. Помимо всего, я там был несколько раз председателем государственной комиссии, председателем экспертной комиссии, но основное то, что с моей фамилией связано открытие класса балалайки в Нижегородской консерватории.

    — А расскажите что-нибудь о своих учениках. Кто-то из них пошёл по профессии?

    — Практически все пошли по профессии.

    — Есть какие-то известные имена?

    — Есть. Заслуженные артисты  Илья Косаревский и Игорь Талашов,  Заслуженный работник культуры Российской Федерации Наталья Рыбалкина,  профессор Нижегородской консерватории С.П. Малыхин. У меня есть и целая плеяда лауреатов всевозможных конкурсов: Антон Жуков, солист Ансамбля имени Александрова Василий Никитин, солист Оркестра радио имени Некрасова Дима Ибрагимов, преподаватель музыкальной школы имени Андреева и института музыки имени Шнитке Эльвира Донская, Денис Павлов, Андрей Павлов, Володя Теплов, Дима Калинин, Иван Виноградов, Юрий Ступак, Сергей Акимов. А один из моих первых  лауреатов  великолепный балалаечник, Лауреат V Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах и Международного конкурса «Кубок Севера» Евгений Робертович Шабалин - доцент кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке. Заканчивал сначала у меня, затем  Академию имени Гнесиных, там же ассистентуру-стажировку. После окончания и до сегодняшнего дня работает в институте Шнитке. Замечательный преподаватель,  замечательный человек.  У меня есть такой интересный постулат: никогда не жди благодарности от ученика. Обязанность преподавателя — учить, помогать ему познавать свою профессию. Многие учителя обижаются, если бывший ученик не звонит. Ну не звонит, значит всё в порядке у него. Вот когда будет не в порядке, он позвонит, что-то попросит, а ты ему и помоги. Но благодарности всё равно не жди.

    — Хотелось бы поподробнее узнать о Вашей работе в институте имени А. Г. Шнитке.

    — Я работаю там с 1984 года. Хорошее учебное заведение, которое как раньше, так и сейчас выполняет важную для Москвы функцию: куёт музыкальные кадры различных специальностей. Я пришёл в это учебное заведение, когда оно было училищем Октябрьской революции и все эти преобразования, которые мы прошли; оно было колледжем, потом бакалавриатом, а теперь это институт с мировым именем, всё это делалось на моих глазах. Замечательный коллектив, кафедра народников. Работают замечательные педагоги и учатся великолепные студенты.

    — Расскажите, пожалуйста, о Вашем концерте, который состоится 5 ноября. Какие сюрпризы ждут зрителей?

    — Я знаю, какая это морока — организовывать юбилей. Нужно со всеми договариваться, везде ходить. Но сейчас я уже не в том возрасте, поэтому решил, что ничего делать не буду. А вот студенты мои, которых я воспитал, собрались и решили, что организуют всё сами.

    — Значит, приятные сюрпризы будут ожидать не только зрителей, но и Вас.  Большое Вам спасибо за интервью. Было очень приятно с Вами пообщаться.

    Желаем Владимиру Борисовичу долгих лет жизни и творческих успехов!

     

    Беседу вели студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке  Галина Онучина,  Анна  Орлова (класс кандидата искусствоведения, профессора  Е.А. Зайцевой)

     

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.