Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Новости



ПРЕСС-ЦЕНТР: Мастер-класс члена жюри первого международного конкурса музыкантов-исполнителей имени А.Г. Шнитке Бренно Амброзини (Испания)


  • 27-апреля-2017
    ПРЕСС-ЦЕНТР

     

    МАСТЕР-КЛАСС ЧЛЕНА ЖЮРИ ПЕРВОГО
    МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
    ИМЕНИ  А.Г. ШНИТКЕ
    БРЕННО АМБРОЗИНИ  (ИСПАНИЯ)

    НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ

     

    26.04.2017

        

    В рамках Первого Международного конкурса музыкантов-исполнителей им. А.Г. Шнитке 26 апреля с большим успехом  состоялся мастер-класс одного из членов жюри – Бренно Амброзини. В нём приняли участие четверо студентов кафедры специального фортепиано колледжа и института МГИМ им. А.Г. Шнитке – Мамбетова Айше (преп. – Масычев С.В.), Ксения и Ольга Кемовы (преп. – Филатова О.Ю.), Ражников Афанасий (преп. -  Моздыков А.В.).

     

     Эпизод первый: мастер-класс с Айше Мамбетовой.

    - Бренно Амброзини(Б.А.) – (после исполнения Айше первой части сонаты g-moll Клементи) Скажи пожалуйста, почему ты боишься играть non legato достаточно определённо, без педали в течение всего произведения?

    - Айше(А.): Мне кажется, что звучание некоторых фраз, где указано non legato, без педали приближается к звучанию staccato, что не соответствует характеру произведения.

    - Б.А.: На самом деле, существует множество штрихов и музыкальных оттенков, которые можно исполнить в том или ином произведении для фортепиано. И мы, безусловно, должны их максимально использовать, чтобы передать звучание, наиболее приближенное к замыслу автора. Также огромное значение имеют акустические возможности зала, в котором ты играешь, например, в большом зале тебе нужно будет взять где-то одну треть педали, чтобы произведение не звучала слишком жёстко, а в нашей аудитории достаточно «сухая» акустика, поэтому здесь следует вообще не использовать педаль.

    У тебя прекрасная пальцевая техника, но обилие педали не соответствует указанной в тексте рекомендации к исполнению. В данной сонате Клементи, как и во всех своих произведениях, детально расписал все штрихи и нюансы. Он был великолепным педагогом и понимал, насколько важно объяснить своим ученикам, как на самом деле богата палитра звуковых оттенков на фортепиано.

    Б.А. (после исполнения Айше «Этюда – сложных арпеджио» К.Дебюсси): исключительность этого произведения, особенно его начала, состоит в том, что в мелодии как будто бы присутствуют три разных инструментальных тембра. Каждый из них нужно передать по-своему: например, гармоническое сопровождение без эффекта «удара», как будто ты играешь одной кистью, без пальцев, непосредственно же проскальзывающую мелодию следует выделить, равно как и противоположную ей в левой руке, но уже эффектом игры «целой рукой».

     

    ***

    Эпизод второй: мастер-класс с Ольгой и Ксенией Кемовыми.

    - Б.А.(после исполнения сёстрами 1-ого и 3-его «Андалузских танцев» Мануэля Энфанте): мне  кажется, что вы используете предельно быстрый темп сейчас. Эти танцы не нужно настолько «форсировать», ведь они в своей основе состоят не из прыжков, но из чётких, тяжёлых, хорошо продуманных движений стоп, которые и составляют основную их прелесть.

     Возможно, в более большой аудитории резонанс, который создаётся за счёт игры практически без педали звучал бы выигрышно, заполняя акустику зала, но здесь, в «суховатой» акустике, этим приёмом Вы создаёте эффект отскока, лишая музыку полноты и даже какой-то тяжеловесности.

    В следующем танце существует чёткое разделение на две основы: это ритм и мелодия. В испанской музыке они равноправны, так как мелодия постоянно поддерживается пульсирующим ритмом, который играют обычно на кахоне или кастаньетах. В данном произведении эти две структуры постоянно перемещаются из одного рояля в другой, и вы должны чётко осознавать для себя, какой из этих элементов сейчас «ведёт» в вашей партии. Особенно важным здесь также является ментальное взаимодействие обоих исполнителей, поскольку, опять же, в испанской музыке артисты ансамблей очень много общаются друг с другом на сцене, что позволяет им играть более чувственно и одновременно понятно для публики.

    ***

    Эпизод третий: мастер-класс с Афанасием Ражниковым.

    - Б.А.(после исполнения Афанасием трансцендентного этюда «Мазепа»): скажи пожалуйста, сколько записей ты послушал, прежде чем сыграть этот этюд и какая из них  тебе больше всего понравилась?

    Афанасий(А): Я слушал несколько записей, и больше всего мне понравилась запись с интерпретацией Овчинникова.

    Б.А.: Когда ты готовишься сыграть какое-то произведение, нужно послушать как минимум три записи разных его исполнений. Я бы рекомендовал тебе послушать Хорхе Болета и Клаудио Аррау. Оба они являются «учениками учеников» Листа, и в их интерпретациях присутствует настоящий дух романтизма, который и свойственен этому произведению.

    Мне кажется, ты играешь этот этюд по характеру и смысловому содержанию как произведение XX века. Я слышу Вторую Мировую войну, глобальные проблемы человечества в целом. Я знаю, что ты ещё и композитор и что тебе есть что сказать всем нам. И это не критика, это огромный комплимент для тебя. Но: всегда надо помнить и сохранять дух эпохи, в которую было написано произведение. Этюд Листа – романтический, он рассказывает о подвигах Мазепы, делает его своего рода «романтическим героем», способным и на героические поступки, и на любовь. Это не значит, что здесь нет места твоей интерпретации, но она при этом не должна перекрывать основной замысел произведения. Для этого не нужно становиться «кем-то другим», не свойственным тебе человеком. Нужно всего лишь взглянуть на себя и увидеть там героя, аристократа, который может и бороться, и любить, и при этом быть по-настоящему собой.

        Мастер-класс записала студентка 3-го курса колледжа Терентьева Ксения

     

     



назад

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.