Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Нина Мешко

«Искусство зовет и манит,
Ремесло торит дорогу к нему»

Н.К.Мешко.

«Педагогические принципы Н.К. Мешко»

К 100 летию со дня рождения

Человека отличает умение помнить прошедшее, ценить настоящее и стремление украсить будущее. Творчество Нины Константиновны Мешко и его результаты доказательны и радостны для прошлых лет русского искусства, для нашей современности и завтрашнего дня народно-певческой культуры. Н.К.Мешко - выдающийся деятель российского музыкального искусства, художественный руководитель Государственного Академического Северного русского народного хора (1960-2008),которому она посвятила без малого полвека жизни, исполненной непрерывного, целеустремленного подвижнического труда.

Более 40 лет Нина Константиновна преподавала в РАМ имени Гнесиных, большую часть из которых возглавляла кафедру хорового и сольного народного пения, воспитав десятки выдающихся хоровых дирижеров и певцов, составляющих ныне гордость российского музыкального исполнительства. Огромный педагогический и исполнительский опыт Н.К.Мешко воплотился в созданной ею методике профессиональной подготовки педагогов и исполнителей народно-певческого жанра. Около пятнадцати лет с экранов телевизоров обращалась Нина Константиновна к огромной аудитории зрителей в качестве ведущей телепередачи «Родники», в которой затрагивала животрепещущие проблемы народно-певческой культуры страны, освещая историю и пути ее развития, знакомила телезрителей с новыми молодыми талантами…

Н.К.Мешко создала многие десятки обработок народных песен, обогатив тем самым репертуар Северного хора, была автором многих произведений, вошедших в репертуар исполнителей академического и народного направлений ( вспомним хотя бы знаменитое «Заклинание о русской земле» на стихи М.Волошина), исполненное неоднократно знаменитыми Л.Зыкиной, В. Маториным, Т.Петровой, Северным хором.

Не редко в печати можно было встретить ее статьи, интервью с нею. Темы могли быть разными, - неизменным всегда оставалось одно: ее принципиальная гражданская позиция, - позиция художника – патриота. В ней – ее пытливый ум и горячее сердце:

«Высокоразвитая культура отечественного народно – песенного искусства свидетельствует о могучем таланте русских людей, глубине их духа, крепости характера, неистребимой жизненной силе и оптимизме», - так писала Нина Константиновна в одной из своих многочисленных статей, посвященных проблеме сохранения традиционной народной культуры.

Все свои силы и талант Нина Константиновна всегда устремляла в будущее. Она старалась как можно больше увековечить искусство Северного хора в записи, на кинопленке, без устали занималась с молодыми певцами -уроки, консультации, мастер –классы, прослушивания. Почти до конца жизни Н.К.Мешко являлась председателем, почетным членом жюри многих российских и международных конкурсов и фестивалей. И, конечно же, концерты и гастроли без конца! Как только хватало ей на все времени и сил! В редкие минуты отдыха сочиняла прекрасные стихи, которые составили сборник ее поэзии.

Около восьми лет нет с нами любимого Учителя. Настало время , как нам кажется, осмыслить и систематизировать творческое наследие Н.К.Мешко, его непреходящие ценность и значение для нынешнего и завтрашнего дня народно – певческой культуры России.

Н.К.Мешко оставила нам в наследство свой уникальный педагогический опыт, который она обобщила в книге « Искусство народного пения». Основные вокально – педагогические принципы методики сформулированы ею в определении эталона профессионального народно – певческого звучания: это «естественное, открытое народное пение с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанное на открытой, распевной и характерной речи с приоритетом смысловой интонации».

Вокально -технический принцип соединения регистров, является едва ли не главным в методике обучения профессионального народного певца. В практическом руководстве Нина Константиновна подчеркивает значение принципа «единого», «ровного», голоса, в котором грудной и головной регистры скрещиваются или смешиваются. Реализация этих установок способствует профессиональному развитию диапазона певческого голоса. Он приобретает такие качества как силу, полетность, яркость,гибкость.

Встречу с таким природно – поставленным голосом Нина Константиновна однажды описывала так: « Он принадлежал девушке – курянке семнадцати лет. Это был сильный, ровный, гибкий голос котоый начинался с глубоких бархатных низов и, не изменяя своей плавности, ровности и тембровой окраски, свободно, словно жаворонок, взлетал в беспредельную звенящую высь. Пение не составляло для девушки никакого труда. Казалось ,что каждая клеточка ее организма раскрывала себя в неистребимой, эмоциональной жажде вылиться в песне! Слова ей не мешали, наоборот, они звучали свободно, естественно, выразительно, с глубоким внутренним смыслом. Ее голос звучал выразительно и в тихом пении на завалинке, и в проголосной уличной песне. Это был пример не только природного строения голосового аппарата, но и природной певческой организации – координации всех компонентов звукообразования. Пела она, разумеется, открытым звуком, но какой бы академический певец не позавидовал бы такому открытому звуку! Все в ней поражало простотой, естественностью, разговорно – распевной манерой пения. В широчайшем диапазоне голоса не чувствовалось никаких регистровых порогов. Это был единый, необыкновенно красивый, выразительный, объемный голос! «

Именно такой природно – поставленный, открыто звучащий народный голос берется как идеальный образец в обучении. Звукообразование обусловлено самой природой голосового аппарата, и народная манера является следствием естественного открытого голоса, - с ним рождается человек, но он зачастую, в результате психологических и эмоциональных зажимов, сменяется на искусственный. Первый шаг в обучении пению – раскрепощение певца, удаление психических и мышечных зажимов. Для этого Н.К.Мешко была разработана целая система распеваний, которым она уделяла огромное значение в течение всего периода обучения. Ими студенты овладевали по принципу «от простого – к сложному». Это и составляло основу процесса постановки голоса. На нынешнем этапе, к сожалению, происходит некоторое недопонимание значимости распеваний, как одной из основных составляющих процесса профессионального развития голоса народного певца.

В обучении народному пению Н.К. Мешко огромное значение уделяла работе над артикуляцией, так как народный певец , по ее мнению, должен мыслить словом а не звуком, в отличие от певцов академической школы пения. Поэтому обучение начиналось с выработки навыка распевной речи на одной, наиболее удобной для певца звуковысоте.

Основные правила артикуляции:

В распеве слова в работе артикуляционного аппарата необходимо сохранять амплитуду разговорной речи.

После каждого движения артикуляционный аппарат должен возвращаться в исходное положение, сохраняя при этом форму, характерную для естественно и открыто произносимой гласной.

Каждое артикуляционное движение должно быть подготовленным.

В своей педагогической работе Н.К.Мешко старалась раскрыть тайны ремесла начинающим артистам, считая это очень важным моментом в овладении всем широким комплексом выразительных средств человеческого голоса. Работа над вокальной техникой велась с первой встречи Учителя со своим учеником и продолжалась вплоть до дипломного концерта.

Многие известные артисты – ученики Н.К. Мешко на протяжении своей певческой карьеры продолжали консультироваться у любимого наставника. Она была свидетелем их новых открытий на пути к совершенству в вокальном искусстве. Автор этих строк неоднократно был свидетелем и участником ее занятий с Л.Г. Зыкиной, Т.Ю.Петровой и другими исполнителями. Это незабываемые впечатления!

Многогранное творчество и педагогическое мастерство Нины Константиновны Мешко имеет продолжение в десятках ее учеников и последователей, в деле, у истоков которого она стояла. Современная народно – певческая культура сегодня уже не мыслима без того огромного вклада, который внесла в нее незабвенная Нина Константиновна.

Ее артистический и педагогический труд , безусловно, достоин специального изучения и обобщения. Мы уверены, что это – дело молодых, талантливых людей, влюбленных в народное пение, которым посвятила свою жизнь Нина Константиновна Мешко.

А.И.Василенко,старший преподаватель МГИМ.им.А.Г.Шнитке,

Лауреат всероссийских и международных конкурсов

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.