Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Всероссийский музыкально-теоретический конкурс имени А.Г. Шнитке

Итоги конкурса


ПОЛОЖЕНИЕ

О ВСЕРОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ

имени А.Г. ШНИТКЕ

 Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке

для учащихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в области музыкального искусства

1-8 декабря 2023 г.

 

I. Общие положения

1.1. Учредителем Всероссийского музыкально-теоретического конкурса имени А.Г. Шнитке (далее – Конкурс) является:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы “Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке” (далее — МГИМ им. А.Г. Шнитке).

1.2. Организатором Конкурса является Кафедра философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

1.3. Конкурс проводится ежегодно.

 

II. Цели проведения конкурса

2.1. Целями проведения Конкурса являются:

- сохранение и развитие отечественных традиций профессионального музыкального образования;

- совершенствование качества обучения и профессионального мастерства учащихся исполнительских отделений и отделений теории музыки ССУЗов и ВУЗов по предметам музыкально-теоретического цикла;

- выявление талантливой молодежи – будущих абитуриентов высших музыкальных учебных заведений, а также обучающихся по программам магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации;

- укрепление творческих и педагогических связей со средними специальными и высшими музыкальными учебными заведениями.

III. Участники Конкурса

3.1. К участию в Конкурсе приглашаются студенты III – IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования, учащиеся последних классов средних специальных музыкальных школ для особо одаренных детей (с 10-11-летним сроком обучения), студенты высших учебных заведений творческих вузов.

3.2. Студенты младших курсов колледжа могут принять участие в Конкурсе по желанию.

IV. Порядок проведения Конкурса

4.1. Для организационного и технического обеспечения Конкурса формируется Организационный комитет (далее – «Оргкомитет») и Жюри Конкурса.

4.2. Составы Оргкомитета и Жюри утверждаются приказом МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.3. Состав жюри определяется Оргкомитетом Конкурса.

4.4. Жюри проверяет и оценивает результаты выполнения заданий;

- определяет кандидатуры победителей и призеров конкурса;

- имеет право присуждать не все дипломы, определять количество дипломов I, II, III степени, а также принимать решение о возможности присуждения специальных призов (дипломов).

Решение жюри пересмотру не подлежит.

4.5. Победители Конкурса награждаются дипломами I, II и III степени.

4.6. Преподаватели, подготовившие дипломантов, награждаются Благодарственными письмами Оргкомитета Конкурса.

4.7. Участие в конкурсе бесплатное.

4.8. Конкурс проводится:

на исполнительских отделениях СПО и ВО (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, хоровое дирижирование и т.п.).

на отделении теории музыки колледжа СПО

по программе  музыковедение (специалитет), музыкознание и музыкально-прикладное искусство ВО (бакалавриат).

4.9. Результаты конкурса по каждой номинации будут размещены на сайте МГИМ имени А. Г. Шнитке на следующий день после проведения конкурса. Дипломы и сертификаты будут высланы по электронной почте.

4.10. Конкурс в номинации «Музыкальная журналистика» проводится дистанционно.

4.10. Сроки проведения конкурса:

1 – 8 декабря 2023

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ СПО

Номинации

Конкурс проводится по номинациям:

1.«Музыкальная литература»

2. «Сольфеджио, гармония»

 

Номинация «Музыкальная литература».

Учащиеся делятся на две группы:

1 группа – учащиеся III курса

2 группа – учащиеся IV курса

Конкурс проводится в один тур.

Формы работы:

– музыкальная викторина;

– вопросы по русской и зарубежной музыкальной литературе, в том числе по творчеству и биографииА.Г. Шнитке.

Программные требования:

Музыкальная викторина

Для группы III курса включает музыкальный материал, изучаемый в курсе зарубежной музыкальной литературы в объеме I – II курсов музыкального училища (колледжа) и русской музыкальной литературы в объеме музыкальной школы. Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Для группы IV курса включает музыкальный материал, изучаемый в курсе зарубежной музыкальной литературы в объеме I – II курсов музыкального училища (колледжа) и русской музыкальной литературы в объеме III курса музыкального училища (колледжа) и музыкальной школы. Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Вопросы по русской и зарубежной музыкальной литературе: о жизни и творчестве композиторов, о музыкальных произведениях, в том числе по творчеству А.Г. Шнитке (основные этапы биографии Шнитке, жанры его творчества, круг образов его произведений).

 

Номинация«Сольфеджио, гармония».

В номинации «Сольфеджио, гармония» все задания выполняются письменно.

Студенты исполнительских отделений распределяются по трем группам:

1-ая группа – студенты фортепианного и струнного отделений;

2-ая группа – студенты отделений духовых и ударных инструментов и народных инструментов;

3-я группа – студенты дирижерско-хорового отделения.

Каждая из трех групп делится на две подгруппы:

«А» – студенты третьего курса;

«Б» – студенты четвертого курса.

Формы работы

Сольфеджио:

– музыкальный диктант;

– слуховой анализ

Гармония:

– решение гармонической задачи;

– творческое задание

- гармонический анализ

- ответы на теоретические вопросы

Конкурсные задания составлены в соответствии с программными требованиями для исполнительских отделений.

Временные условия

Диктант (25 минут, 12 проигрываний).

Слуховой анализ (7 минут, 3 проигрывания).

Задача выполняется за 60 минут.

Творческое задание выполняется за 40 минут.

Гармонический анализ выполняется за 40 минут.

Ответы на вопросы выполняются за 10 минут.

 

Сольфеджио

Музыкальный диктант:

III, IV курсы фортепианного и струнного отделений, отделений духовых и ударных и народных инструментов – двухголосный диктант;

III и IV курсы хорового отделения – трехголосный диктант.

Слуховой анализ:

III курс – однотональный период с отклонениями в тональности первой степени родства;

IV курс – модулирующий период в тональности диатонического родства.

Гармония

Решение гармонической задачи

Для отделения духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра

III курс – (объем материала в пределах последней темы пятого семестра «Натуральный минор во фригийских оборотах», «Диатонические секвенции»).

IV курс – прерванной и заключительной каденций (объем материала в пределах последней темы седьмого семестра «Модуляция в тональности диатонического родства»).

Ответы на вопросы.

Для фортепианного и струнного отделений:

Задача в заданной или свободной фактуре.

III курс (объем материала в пределах последней темы пятого семестра «Диатонические секвенции»).

IV курс – (объем материала в пределах последней темы седьмого семестра «Модуляция в тональности диатонического родства»).

Выполнение гармонического анализа по плану:

1.определить музыкальную форму, отметить тональный план, функции высшего порядка;

2.выявить гармонические обороты, виды аккордики;

3.определить типы неаккордовых звуков, их роль в гармонической вертикали;

4.сделать выводы о гармоническом языке произведения.

 

ОТДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ СПО

Номинации

Конкурс проводится по номинациям:

1. «Музыкальная литература»

2. «Музыкальная журналистика»

3.«Музыкально-теоретические дисциплины (сольфеджио, гармония, музыкальная форма)»

 

Номинация «Музыкальная литература»

Учащиеся делятся на две группы:

1 группа – учащиеся III курса

2 группа – учащиеся IV курса

Конкурс проводится в один тур.

Формы работы:

– музыкальная викторина;

– анализ музыкального произведения.

Программные требования:

Музыкальная викторина

Для группы III курса: включает музыкальный материал, изучаемый в курсе зарубежной музыкальной литературы в объеме I – II курсов музыкального училища (колледжа) и русской музыкальной литературы в объеме музыкальной школы. Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Для группы IV курса: включает музыкальный материал, изучаемый в курсе зарубежной музыкальной литературы в объеме I – II курсов музыкального училища (колледжа) и русской музыкальной литературы в объеме III курса музыкального училища (колледжа) и музыкальной школы. Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу. 

Анализ музыкального произведения.

Предметом анализа является пьеса, написанная в простой (простая двух- и трехчастная) или сложной (сложная двух- или трехчастная) форме. Необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка: мелодику, гармонию, метроритм, ладогармоническую сторону, фактуру и т.д. Обязательно определить форму произведения и обозначить границы ее основных разделов. Желательно включить в эссе особенности данной интерпретации. Объем эссе – от двух до пяти рукописных страниц. В процессе работы используются ноты.

Время написания эссе – 120 минут

 

Номинация «Музыкальная журналистика»

Деление на группы по курсам не производится.

Конкурс проходит в один тур.

Форма работы: творческое задание

Программные требования:

Творческое задание –– создание иллюстрированного анонса концерта на основе его афиши в виде заметки (поста) для размещения в социальных сетях. Анонс должен отражать основную информацию о предстоящем концерте и иметь рекламный характер. Анонс подается в электронной форме (MicrosoftWord, TimesNewRoman, 14). Объем текста –– 800 – 1000 знаков. Для создания анонса используется компьютер с выходом в сеть Интернет.

Время написания – 120 минут.

Анонс выполняется после получения задания и с последующей отправкой на указанный организаторами адрес электронной почты.

 

Номинация «Музыкально-теоретические дисциплины (сольфеджио, гармония, музыкальная форма)»

Формы работы

Сольфеджио:

– музыкальный диктант

– слуховой анализ

Гармония и музыкальная форма:

– решение гармонической задачи

– композиционный и гармонический анализ;

– творческое задание – сочинение песенной формы по заданному началу.

Конкурсные задания составлены в соответствии с программными требованиями для отделений теории музыки СПО.

Сольфеджио

Музыкальный диктант:

III, IV курсы – трехголосный диктант.

Слуховой анализ:

III курс – аккордовая последовательность в форме периода, модулирующего в тональность диатонического родства.

IV – период, модулирующий в далекие тональности.

Гармония и музыкальная форма

Задача (объем материала ограничен указанной последней темой):

III курс – «Альтерация», «Мажоро-минорные системы»; выполнение композиционного анализа по песенным структурам простых форм.

Творческое задание – сочинение песенной формы по заданному началу.

IV курс – «Постепенная модуляция в далекие тональности, энгармоническая модуляция», выполнение композиционного анализа по песенным структурам простых и сложных форм, формы рондо, вариационной формы.

Творческое задание – сочинение песенной формы по заданному началу.

Временные условия

Диктант (25 минут, 12 проигрываний).

Слуховой анализ (10 минут, 3 проигрывания).

Задача выполняется за 90 минут.

Гармонический анализ выполняется за 40 минут.

Творческое задание выполняется за 40 минут

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ (ВО)

Номинации

Конкурс проводится по номинациям:

1.«История музыки»

2. «Музыкальная журналистика»

3.«Теория музыки»

 

Номинация«История музыки»

Студенты делятся на две группы:

1 группа – I, II курсы бакалавриата и специалитета

2 группа – III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

Конкурс проводится в один тур.

Формы работы:

- Музыкальная викторина;

- вопросы по русской и зарубежной истории музыки, в том числе по творчеству и биографии А.Г. Шнитке.

Программные требования:

Музыкальная викторина

Для 1 группы включает музыкальный материал, изучаемый в курсе музыкальной литературы музыкального училища (колледжа). Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Для 2 группы включает музыкальный материал, изучаемый в курсе истории музыки в объеме I – II курсов вуза и всего объема курса музыкальной литературы музыкального училища (колледжа). Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Вопросы по истории музыки:  эволюция музыкальных жанров, стилевые, структурные, семантические проблемы музыкального наследия прошлого, а также основные этапы биографии Шнитке, жанры его творчества, круг образов его произведений.

 

Номинация «Музыкальная журналистика»

Деление на группы по курсам не производится.

Конкурс проходит в один тур.

Форма работы: творческое задание

Программные требования:

Творческое задание –– создание иллюстрированного анонса концерта на основе его афиши в виде заметки (поста) для размещения в социальных сетях. Анонс должен отражать основную информацию о предстоящем концерте и иметь рекламный характер. Анонс подается в электронной форме (MicrosoftWord, TimesNewRoman, 14). Объем текста –– 800 - 1000 знаков. Для создания анонса используется компьютер с выходом в сеть Интернет.

Время написания– 120 минут.

Анонс выполняется после получения задания и с последующей отправкой на указанный организаторами адрес электронной почты.

 

Номинация «Теория музыки»

Студенты делятся на две группы:

1 группа – I, II курсы бакалавриата и специалитета

2 группа – III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

Формы работы

I, II курсы бакалавриата и специалитета:

Гармония и музыкальная форма:

1. Выполнить анализ музыкального произведения. Определить:

- тип гармонической системы;

- способы гармонического развития;

- способы ладо-интонационного развития;

- музыкальную форму;

2. Творческое задание: сочинение в стиле по заданному началу в простой песенной форме.

Временные условия выполнения заданий

Творческое задание выполняется за 60 минут;

Гармонический анализ выполняется за 40 минут;

 

III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

Гармония, музыкальная форма, полифония:

1. Выполнить анализ музыкального произведения. Определить:

- тип гармонической системы;

- способы гармонического развития;

- способы ладо-интонационного развития;

- музыкальную форму; 

2. Творческое задание: сочинение трехголосного ричеркарана заданную тему (III курс);

экспозиции трехголосной фуги на заданную тему (IV курс).Применить удержанное противосложение с перестановкой голосов в сложном контрапункте, каноническую секвенцию или бесконечный канон в интермедии.

Конкурсные задания составлены в соответствии с программными требованиями для исполнительских отделений ВО.

Временные условия выполнения заданий

Творческое задание выполняется за 60 минут;

Гармонический анализ выполняется за 40 минут;

                                                                                                                            

 «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»,«МУЗЫКОЗНАНИЕ»ВО (бакалавриат, специалитет)

Номинации

Конкурс проводится по номинациям:

1.«История музыки»

2. «Музыкальная журналистика»

3.«Теория музыки»

 

Номинация «История музыки»

Студенты делятся на две группы:

1 группа – I, II курсы бакалавриата и специалитета

2 группа – III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

Конкурс проводится в один тур.

Формы работы

- Музыкальная викторина;

- Эссе, включающее анализ музыкального произведения.

Программные требования:

Музыкальная викторина

Для 1 группы включает музыкальный материал, изучаемый в курсе музыкальной литературы музыкального училища (колледжа). Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Для 2 группы включает музыкальный материал, изучаемый в курсе истории музыки в объеме I – II курсов вуза и всего объема курса музыкальной литературы музыкального училища (колледжа). Помимо этого, викторина включает задание, выявляющее знание музыки не входящей в учебную программу.

Эссе, включающее анализ музыкального произведения. Предметом является одночастная пьеса, написанная в сложной двух- или трехчастной форме, возможны также пьесы на основе вариаций, рондо, сонатной формы. Необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка: мелодику, гармонию, метроритм, ладогармоническую сторону, фактуру и т.д. Обязательно определить форму произведения и обозначить границы ее основных разделов. Объем – от двух до семи рукописных страниц. В процессе работы используются ноты.

Время написания письменной работы – 120 минут.

 

Номинация «Музыкальная журналистика»

Деление на группы по курсам не производится.

Конкурс проходит в один тур.

Форма работы: творческое задание

Программные требования:

Творческое задание –– создание иллюстрированного анонса концерта на основе его афиши в виде статьи в газете, журнале (или в ином средстве массовой информации, включая интернет).Анонс должен отражать основную информацию о предстоящем концерте и иметь рекламный характер. Анонс подается в электронной форме (MicrosoftWord, TimesNewRoman, 14). Объем текста –– до 1500 тыс. знаков. Для создания анонса используется компьютер с выходом в сеть Интернет.

Время написания анонса ––120 минут.

Анонс выполняется после получения задания и с последующей отправкой на указанный организаторами адрес электронной почты.

 

Номинация «Теория музыки»

Распределение по группам

Студенты делятся на две группы:

1 группа – I, II курсы бакалавриата и специалитета

2 группа – III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

Формы работы

I, II курсы бакалавриата и специалитета:

Гармония и музыкальная форма:

1. Выполнить анализ музыкального произведения. Определить:

- тип гармонической системы;

- способы гармонического развития;

- способы ладо-интонационного развития;

- музыкальную форму; 

2. Творческое задание: сочинение в стиле по заданному началу в простой песенной форме.

III, IV группы бакалавриата и специалитета, V курс специалитета

 

Временные условия выполнения заданий

Творческое задание выполняется за 60 минут;

Гармонический анализ выполняется за 40 минут;

 

Гармония, музыкальная форма, полифония:

1. Выполнить анализ музыкального произведения. Определить:

- тип гармонической системы;

- способы гармонического развития;

- способы ладо-интонационного развития;

- музыкальную форму; 

2. Творческое задание: сочинение трехголосного ричеркара на заданную тему (III курс);

экспозиции трехголосной фуги на  заданную тему (IV курс).

Применить удержанное противосложение с перестановкой голосов в сложном контрапункте, каноническую секвенцию или бесконечный канон в интермедии.

Конкурсные задания составлены в соответствии с программными требованиями для исполнительских отделений ВО.

Временные условия выполнения заданий

Творческое задание выполняется за 60 минут;

Гармонический анализ выполняется за 40 минут.

 

 

 

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК

Заявки для участия в конкурсе подаются не позднее 19 ноября 2023 г.


СПО

- Номинация «Музыкальная литература», ссылка: https://forms.gle/94ZwgRjdZAYKoCv8A

- Номинация «Сольфеджио, Гармония», ссылка:
https://forms.gle/qpf978BHHDcWbvENA

- Номинация «Музыкальная журналистика», ссылка: https://forms.gle/gXPnQxw45Ud1Z5xt7

- Для Отделения ТЕОРИЯ МУЗЫКИ Номинация «Музыкально-теоретические дисциплины (сольфеджио, гармония, музыкальная форма)», ссылка: https://forms.gle/hLcjqWAmW1P97MAR7

 

ВУЗ

- Номинация «История музыки», ссылка: https://forms.gle/9zADZ33EDW4ajiV49

- Номинация «Теория музыки», ссылка: https://forms.gle/VQCbPmKmi73LpBHX7

- Номинация «Музыкальная журналистика», ссылка: https://forms.gle/aJfJdWeydRDxRgVR6

 

Контактное лицо: Якименко Юлия Владимировна (museum@schnittke.ru)

По вопросам проведения конкурса обращаться:

Алябьева Анна Геннадьевна  (alyabyevaag@schnittke.ru)

Громова Ольга Викторовна (8-916-230-25-80),

Клёсова Инна Олеговна (8-905-792-29-59),

Шабшаевич Елена Марковна (shabshaevichem@schnittke.ru).


Адрес МГИМ имени А.Г. Шнитке:

г. Москва, ул. Маршала Соколовского, дом 10. Станция метро «Октябрьское поле».

© 2024

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.