Цвет:
B
B
Размер шрифта:
Вид шрифта:
Arial
Times New Roman
Сбросить
 

Издания

Печатные издания Шнитке-центра МГИМ имени А.Г.Шнитке за 1999-2020 гг.

 
Сборники «Альфреду Шнитке посвящается» (выпуски 1-10):
Несколько сборников финансировались совместно МГИМ им.А.Г.Шнитке и Посольством Германии в Москве.

Первый выпуск. 1999, составители В.Горлинский, Е.Долинская, А.Казурова, отв.ред А.Богданова. Приурочен к 65-летию композитора и намечает такие важные рубрики последующих изданий, как воспоминания о композиторе, исследование его сочинений разных жанров и форм, освещение проблем эстетики Шнитке. Такова, в частности, статья выдающегося шнитковеда А.Ивашкина «Глубина бархата» или беседа Г.Цыпина с Альфредом Гарриевичем.  Воспоминания о годах обучения Шнитке делится И.Рыжкин. Ю.Бычков вспоминает совместное пребывание с композитором в Училище имени Октябрьской революции. Студенческим же годам Альфреда Гарриевича посвящена статья В.Горлинского, целиком основанная на архивных документах. Анализу хоровых сочинений обращены работы А.Казуровой, Е.Акишиной. Статья А.Богдановой, на основе неопубликованных архивных материалов, рассказывает о запрете «Пиковой дамы» в Гранд-опера».
Второй выпуск, 2001 год, ред. коллегия: В.И.Горлинский, И.Ф.Шнитке, Е.И.Чигарева, Р.С.Леденев, ред.-сост. А.Богданова.
Открывается публикацией теоретических статей А.Шнитке («Оркестровая микрополифония Лигети» и «Новое в методике сочинения – статистический метод»), тогда еще не публиковавшихся в России. В разделе бесед со Шнитке фигурирует полилог композитора с С.Слонимским и М.Нестьевой. Раздел воспоминаний пополнили свидетельства  Б.Покровского (постановки «Жизни с идиотом»). Статьи А.Хржановского и А.Митты рассказывают как творчески индивидуально проявил себя композитор в создании киномузыки. Аналитический раздел наполняют статьи Е.Чигаревой, А.Демченко, Г.Григорьевой, М.Томиной, Е.Поповой, Е.Вартановой. Объектами исследования в этих работах становятся такие сочинения Шнитке, как Хоровой концерт на стихи Г.Нарекаци, Четвертая симфония, «Ревизская сказка». Б.Покровский поделился своим видением роли Шнитке в современном музыкальном театре (в связи с работой над постановкой оперы «Жизнь с идиотом»).
Третий выпуск, 2003 год, ред. коллегия: В.И.Горлинский, А.В.Ивашкин, Р.С.Леденев, Е.И.Чигарева, И.Ф.Шнитке, ответственные редакторы А.В.Богданова, Е.Б.Долинская.
Включает три раздела «Из наследия А.Шнитке» рассматривает литературные труды композитора, а также осуществляет первую публикацию бесед Шнитке о его Первой симфонии, Concerto grosso №1 и «Pianissimo». В орбиту «Изучая творчество Шнитке» включены аналитические очерки: о Седьмой и Восьмой симфониях, Cantus perpetuus, об опере «Жизнь с идиотом» и музыке к спектаклю «Живаго (Доктор)»… Особенностью выпуска стало включение статей на русском и английском языках (предоставленных Центром русской музыки в Лондоне, руководимым А.Ивашкиным). В блок «Воспоминаний» включены тексты выступлений участников международной конференции во МГИМ имени А.Г.Шнитке, ставшим к тому времени регулярной, в частности, С.Липса и И.Комарденковой-Шнитке (сестры композитора). В связи с тем, что выход тома совпал с проведением международного конкурса молодых композиторов, проводимом в институте, приводятся материалы по ходу соревнования молодых композиторов.
Четвертый выпуск, 2004., М.Издательский Дом «Композитор». Ред-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. 
Выпуск приурочен к 70-летию  А.Шнитке. Он открывается рукотворными посланиями композиторов (С.Губайдулина, С.Слонимский, Р.Щедрин, Г.Канчели, Р.Леденев, А.Ивашкин, Б.Тевлин, а также Мак-Миллан и другие зарубежные деятели культуры). Среди новых документальных материалов – публикация воспоминаний Д.Гойови и Марка Лубоцкого, Р.Флендер и З.Неф, В.Ерофеева, С.Спиваковой. В блоке аналитических очерков представление 7-й и 8-й симфоний как микроцикла (Е.Чигарева), размышление о гармонии Шнитке (Н.Гуляницкая), его оркестре (О.Громова), о киномузыке (Ю.Каспаров). Начиная с четвертого выпуска «Альфреду Шнитке посвящается», в каждом издании полностью приводятся оглавления всех предыдущих выпусков. Кроме того все книги снабжены фотоальбомами, включающими и редкие изображения композитора и его окружения.
Пятый выпуск, 2006 г. М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская.
Особенность данного выпуска - расширение тематики: он посвящен не только творчеству и личности Альфреда Шнитке, но и осмыслению разных явлений музыкальной культуры второй половины ХХ века. В выпуске появились новые рубрики - «Из работ молодых музыковедов», «Шнитке и ….», «Современники». Шнитке вспоминают  В. Сильвестров и Ф. Липс, С.Сондецкис и В.Ерофеев. В рубрике «Шнитке и …» приводятся параллели творчества и личности композитора с такими художниками, как Шенберг, И. Бродский, Л.Шепитько. Среди исследований творчества Шнитке – статья Е.Чигаревой «Творчество Шнитке в контексте немецко-австрийской романтической традиции», Л. Дьячковой об опере Шнитке «Джезуальдо в контексте художественных систем Ренессанса и современности», Л. Сизовой о балетном театре Шнитке, Т. Франтовой «Канон как стилистическая доминанта многоголосного письма у А. Шнитке». Том сборника включает информацию о новых поступлениях в Фонд Шнитке-центра. 
Шестой выпуск, 2008 г., М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, А.Хайрутдиновой.
Выпуск опубликован в 2008 году, когда прошло десять лет со дня кончины композитора. Книга имеет подзаголовок «In memoriam».
Продолжается публикация материалов рассказывающих не только о самом композиторе, но и о его современниках. Приведены раздумья Шнитке о деятельности коллег, и, с другой стороны - их размышления о творческих позициях и личности Шнитке. Рассматривается творчество Шнитке в культурном контексте эпохи, в сопоставлении с наследием других художников (статья Л.Дьячковой «Ладовое мышление ХХ  века. Барток-Буцко-Шнитке», Е.Шабшаевич-«Альфред Шнитке и Андрей Тарковский»,  В.Рогожниковой-«Игровая логика у Моцарта и Шнитке», Е.Захаровой «Альфред Шнитке - Генрих Ибсен», Е.Петрушанской «Шнитке о поэтике масс-медиа» и др.)
В шестом томе опубликовано немало раритетных, ранее не опубликованных документальных материалов, уточняющих детали биографии и творчества композитора: Е.Доленко рассказывает о новой литературе, посвященной творчеству Шнитке. А.Демченко определяет вехи творческой эволюции композитора. А.Богданова рассматривает материалы и документы из архива «Госфильмофонда», ранее не издававшиеся. В статье Е.Долинской приводятся сведения о творческом взаимодействии и дружбе А.Шнитке с В. Сильвестровым, впервые опубликована переписка Ф.Дружинина с В.Сильвестровым.
Значимы для тома материалы, связанные с 90-летием со дня основания учебного заведения и 15-летием деятельности Шнитке-центра. Этим событиям посвящена статья ректора МГИМ А.Дегтярева, основанная на документальных материалах из фондов Шнитке - центра. 
Седьмой выпуск, 2011, М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, П.Ю.Цветковой. 
Книга посвящена 75-летию со дня рождения композитора. Юбилей отмечали во многих странах. В сборнике помещен отчет о фестивале и симпозиуме в Лондоне (А.Богданова), в котором впервые принимал участие  Шнитке-центр. 
Книга открывается масштабным разделом воспоминаний о композиторе (И.Соколов, Е.Чигарева, Ф.Липс, В.Валькова, И.Богуславский, И. Комарденкова-Шнитке). К торжественной дате были  опубликованы новые работы молодых музыковедов (А.Рязанцев, А.Мухамадеева, А.Буторина, Д.Галкина, А.Самохвалова, И.Каспарова, Е.Бессолицына, В. Ишмеева).
Их старшие коллеги посвятили свои исследования проблемам претворения комического у Альфреда Шнитке (Е.Чигарева), фольклорным истокам его произведений (А.Демченко, М.Медведева, Ж.Кривенко) - последнее направление начало развиваться недавно в работах о композиторе. 
«В зеркале прессы» - эта рубрика содержит статьи и интервью о композиторе, опубликованные в газетах и журналах разных лет. Издана впервые и одна из неизвестных литературных работ самого Шнитке - его комментарий к «Текстам» К.Штокгаузена (публикация Е.Долинской).
Опубликованы также работы, связанные с 80-летием Э.Денисова (Г.Григорьева, Ю.Каспаров, И.Богуславский), статьи о Шнитке Б.Покровского, исследование вокальных произведений В.Сильвестрова, посвященных Шнитке (А.Манушевич (Мурукина).
Восьмой выпуск, 2011, М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, П.Ю.Цветковой.
Наследие Шнитке рассматривается в сфере не только стилистического развития музыкального искусства, но также философии и религии, нравственности и социума. Эта тенденция усиливается от сборника к сборнику. Недавно стали частично доступны для исследования материалы, собранные в Джульярдской школе музыки (Нью-Йорк). Они включают партитуры, письма, автографы набросков сочинений и т.д. Впервые в России в данном выпуске опубликованы результаты работы музыковеда Иваны Медич (Манчестер).
В Восьмой том включены многие, ранее не известные автографы Шнитке. Здесь представлены фрагменты из переписки А.Шнитке с А. Виеру (статья О.Фадеевой), автографы Шнитке в фонде Шнитке-центра (публикация Е.Долинской).
Важнейший отличительный знак Восьмого тома - присутствие на его страницах зарубежных исследователей. Кроме уже упомянутой И.Медич можно назвать А.Флехсиг (Германия). Опубликована и статья А.Ивашкина «Код Шнитке».
Шнитке посвящены статьи А.Самохваловой, Е.Цветковой, Г.Ковалевского. Киномузыка Шнитке представлена в статье о творческом сотрудничестве Шнитке и Митты (А.Богданова).
Рубрику «Труды молодых музыковедов» составили статьи ученых из разных отечественных ВУЗов.
В Восьмой том также включены материалы, связанные с юбилейными и памятными датами современников А.Шнитке (К.Хачатуряна, А.Эшпая, Е.Голубева, Н.Корндорфа, В.Гаврилина).
Девятый выпуск, 2014г., М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, П.Ю.Цветковой. 
Философия композитора – в центре внимания практически всех аналитических статей: Е.Бараш «Апокалипсис Шнитке и Данте: точки пересечения», А.Демченко «Мир личности в музыке Альфреда Шнитке», И.Соколова «Несколько мыслей о музыке Альфреда Шнитке (после исполнения Концерта для фортепиано и струнного оркестра)», Н.Сокольвяк «Мемориальные знаки Второго квартета Шнитке», П.Цветковой «Три мадригала Шнитке в контексте истории жанра».
Новые тенденции обнаруживаются и в отношении исследователей к киномузыке Шнитке. Интерес к ней, стремление услышать ее на концертной эстраде, воздействие на «серьезные» жанры – проявляются в статье Е.Моревой и беседе Ю.Каспарова  и А.Богдановой о  возможностях концертной адаптации киномузыки.
Все более развернутой, от выпуска  к выпуску, становится рубрика «Шнитке и …» (Е.Захарова, И.Ромащук, М.Высоцкая, Е.Симонянц).
Статья И.Барсовой представляет раритетные документальные материалы из архива Московской консерватории, связанные с преподавательской деятельностью Шнитке.
Исследование О.Фадеевой посвящено ранее мало известному поэту и переводчику, родному брату композитора Виктору Шнитке.
В сборнике помещены также воспоминания бельгийского пианиста П.Дёра о встречах со Шнитке. Множество интересных наблюдений  о музыкальной жизни  50-х годов и об отдельных сочинениях – в статье А.Бендицкого.
В связи с кончиной Александра Ивашкина, замечательного музыканта и исследователя, организатора фестивалей Шнитке на Западе, в книге помещена небольшая часть статей, посвященных его памяти.

Десятый выпуск (Юбилейный), 2016 г., М., Издательство «Композитор», составитель – Е.Б. Долинская, редактор – И.А. Немировская. При участии Н.Н. Ананьевой, П.Ю. Цветковой. 

Десятый выпуск «Альфреду Шнитке посвящается» по традиции объединил в себе научные работы выдающихся деятелей в области музыкальной культуры о композиторе и его творчестве. Сборник представлен следующими разделами: «Воспоминания», «Изучая творчество А. Шнитке», «Шнитке и…», «По следам юбилеев» и др. (А. Щербакова, Т. Урбах, С. Слонимский, Е. Наумова, П. Цветкова, И. Комарденкова-Шнитке, Р. Лохова, О. Суворова, А Демченко, А. Катц, В. Холопова, Е. Цветкова, О. Радзецкая, А. Мирошкина, Д. Ястржембская, Е. Благодарская, Е. Долинская, Е. Бараш, И. Ромащук, В. Грачев, О. Шальнева, Н. Сокольвяк, Л. Дмитерко, М. Валитова, И. Громов, А. Богданова, Ю. Злотя).

© 2021

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.